VR — это не просто шлемы дополненной реальности, в которых можно посмотреть интерактивные изображения. Сегодня это целые виртуальные лаборатории, позволяющие моделировать сложные процессы, например, работу атомных реакторов или устройство микрочастиц. О последних трендах в сфере виртуальной реальности Педсовету рассказывает Сергей Терлецкий, руководитель направления по работе с системой образования компании Softline.
Время VR
Технология VR уже давно не новинка, ей минимум 10 лет. Вначале ее использовали в индустрии развлечений: в играх, интерактивных квестах. Но все изменилось примерно пять лет назад, когда технологию заметил бизнес и промышленные предприятия. Очки дополненной реальности, виртуальные шлемы позволяли моделировать, например, работу на станках, и это было дешевле и безопаснее, чем обучать специалистов на реальном оборудовании. Поэтому бизнес и промышленность быстро осознали, что из VR можно извлечь выгоду и начали инвестировать в него средства.
Следущими VR на вооружение взяли школы, техникумы и институты. Современные дети в большинстве своем геймеры, они привыкли потреблять информацию в игровой форме. Поэтому с внедрением VR в образование проблем не возникло.
Ничего опасного в геймификации нет, так как в игре дети не перестают думать: меняется форма передачи информации, но не она сама. Даже примитивные компьютерные игры способны вызвать у школьников интерес к серьезным, не развлекательным темам. Например, мой сын играл в онлайн-танки, а потом, увлекшись историей, вместе с другом поехал в подмосковную Кубинку посмотреть уже на настоящую военную технику.
Между тем технологии VR не способны заменить методику преподавания и живого наставника, педагога. Они только помогают сократить время на объяснение сложного материала. Нет смысла проводить в шлеме виртуальной реальности весь урок: вы рискуете тем, что дети могут так глубоко погрузиться в игру, что больше им ничего не будет интересно.
Любая технология — это всего лишь орудие в руках преподавателя, и VR предлагает большое разнообразие таких инструментов.
Виртуальные лаборатории
Благодаря VR нам доступны целые цифровые лаборатории, в которых опыты моделируются на экране компьютера или электронной доске. Особенно часто их используют на практических занятиях по химии, физике, анатомии, медицине — в тех дисциплинах, где важна наглядность. Можно использовать лаборатории и на занятиях по географии, истории или биологии. Например, в режиме реального времени узнать, что происходит внутри клетки.
VR покорны не только естественные науки. Например, в Тюменском государственном университете открывается виртуальная лаборатория криминалистики, которую разработала компания Softline. Мы активно сотрудничаем с разными университетами, кванториумами, центрами по работе с одаренными детьми, и поставляем VR-оборудование для занятий по разным предметам.
Виртуальные экскурсии
Виртуальная реальность позволяет путешествовать не выходя из класса или аудитории. Например, компания Mozaik предлагает «3D-смартбуки» — книги, где иллюстрации сопровождаются QR-кодами. По ним можно перенестись в виртуальный мир и посмотреть 3D-сцены или принять участие в виртуальной экскурсии, например, по Парфенону. Ученикам открывается возможность посмотреть на архитектурный памятник с разных ракурсов, зайти внутрь, изучить статью о его устройстве. Дети хорошо запоминают 3D-экскурсии, потому что видят перед глазами абсолютно реалистичные образы.
Еще одно популярное VR-направление — голографические технологии. Например, компания Natle Desk создает виртуальные классы, в которых объекты изучения выводятся на экраны. Дети рассматривают их с помощью очков, и перед их глазами возникает иллюзия, будто они видят их в объеме. Они изучают их сбоку, снизу, поворачивать под нужным углом. Подобные решения подходят для работы с 3D-принтерами, чтобы школьники перед тем, как распечатать какую-то модель, сначала ее визуализировали.
Интересный проект осуществляет компания Terratech, он называется Atlas VR. Это, по сути, цифровой двойник Земли, сделанный по космическим снимкам. На нем можно проводить виртуальные экскурсии, например, рассказывать об экологии и наглядно иллюстрировать гипотетические изменения климата.
Симуляции
VR последние пять лет активно используется в качестве симуляторов. Все началось с тренажеров для автошкол, которые создавали, чтобы новички безопасно учились крутить руль автомобиля и наглядно представлять, как вписываться в повороты.
Симуляторы используются и на производстве, что сильно экономит время на обучение. Молодые специалисты вначале осваивают не реальные станки, а их виртуальные подобия — на них не страшно допустить ошибку, и процесс усвоения новых навыков ускоряется.
Эта технология уже приживается в вузах и школах. Например, на базе Научно-технической инициативы Дальневосточного федерального университета разрабатывают VR-симулятор для уроков ОБЖ. С его помощью преподаватели будут моделировать опасные ситуации: пожары в помещениях, потерю ориентации в лесу.
Тренажеры
Еще один интересный пример использования VR — это тренажеры. В Томском политехническом университете есть учебный ядерный реактор. Как им управлять, учащимся показывают с помощью симулятора на платформе Unity 3D. В VR-шлемах студенты видят, что происходит внутри реактора, моделируют какие-то процессы. Так новые технологии позволяют отрабатывать навыки даже на таком оборудовании, к которому неопытных специалистов допускать нельзя.
Подобные виртуальные тренажеры подходят для практических занятий по совершенно разным предметам. Единственно, пока сложно внедрять эту технологию в преподавание физкультуры. Хотя и для этой дисциплины уже существуют полувиртуальные варианты. Например, горнолыжные тренажеры, на которых спортсмены отрабатывают движения и координацию. Такие проекты доступны пока только фитнес-центрам с высоким доходом, но есть технологии, которые можно применять и дома. Например, компания XBOX создала умную программу, которая самостоятельно составляет планы тренировок и следит, правильно ли пользователи выполняют физические упражнения. Кроме того, программа позволяет выводить на экран 3D-модель человека, где видно, какие участки тела требуют коррекции.
В одном из кадетских училищ реализован достаточно дорогой VR-проект от компании Digis. С помощью виртуального тренажера ученики отрабатывают навыки стрельбы и координации. На голове у участников — VR-шлемы, на ногах — специальная скользящая обувь, в руках — имитация оружия. Так студенты полностью погружаются в смоделированную военную остановку.
VR пригождается и в изучении иностранных языков. Например, Softline создала проект Varwin — виртуального помощника студента. Он позволяет моделировать диалоги в разных ситуациях: в гостинице, на почте, в офисе. Таким образом, разговорные навыки отрабатываются в контексте, максимально приближенном к реальности.