Петр Зубарев: «Могут измениться формы или приемы, но театр останется»

Педсовет
Фотографии: Pixabay. Иллюстрации: Юлия Замжицкая

Создатель театра «Желтое окошко», главный режиссер Театра кукол Кузбасса им. Аркадия Гайдара, а также участник многих всероссийских и международных театральных фестивалей Петр Зубарев рассказывает о выборе репертуара для детского театра, особенностях работы с детьми разного возраста и о том, как театр учит детей общаться с людьми и окружающим миром.

О репертуаре 

Репертуар театра тесно связан с детским запросом, понять который можно только из общения со своими и чужими детьми, — убежден Петр Зубарев. 

«Существующая в театре маркировка, где присутствуют только «0+» и «6+»,  некорректна, потому что в промежутке от нуля до шести лет в жизни ребенка происходит много перемен». 

В «Желтом окошке» выделили пять собственных возрастных категорий:

  1. Спектакли для годовалых детей.

Основной инструмент познания мира в этом возрасте — тактильность, а именно:

  • попробовать на вкус, 
  • потрогать, 
  • укусить. 

«Для малышей мы сделали спектакль „Раз ладошка, два ладошка“, где действующими лицами были две ладошки, — мальчика и девочки. Связующим звеном между ними стала актриса. Она предлагала ладошкам разные вещи — мягкую куколку, кошку, колючего ежика, тяжелый молоток, легкий воздушный шарик. Действие выстраивалось на уровне прикосновений».

  1. Спектакли для детей от 2,5-3 лет. 

В 2,5 года малыш задает много вопросов и ждет на них ответ от взрослых. На объяснении и может быть построен спектакль. 

  1. Спектакли для детей от 5 лет. 

Вопросы заданы, ответы, устраивающие на этом этапе, получены, теперь ребенка интересует визуал и оформление спектакля.

  1. Спектакли для начальной школы. 

Первоклассники — дети с неуемной энергией, для них главным в спектакле становится игра. 

  1. Спектакли для подростков.

Самая таинственная и непредсказуемая аудитория — это подростки. Они уже отказываются называть себя детьми, но еще не являются взрослыми. С ними и разговаривать нужно очень осторожно. 

Например, в «Желтом окошке» в репертуаре был спектакль «Шагнуть в пустоту». Одним из действующих лиц был 14-15-летний подросток. Остальные роли играли взрослые люди. Постановка стала провокационной — в ней затрагивалась тема взаимоотношений между подростками и взрослыми. Это подкупило подростков-зрителей. Ведь актер использовал язык, манеру и тональность речи, в которой подростки общаются со взрослыми, а тема была им более, чем близка.

«Иногда после спектакля дети подходили к актерам, „изливали“ душу. Актриса, которая играла маму, говорила: „Почему это мне сейчас рассказываешь, почему не говоришь своей маме?“. Ребенок отвечал: „Я не могу, что-то мешает“». 

О юных актерах

Для студийцев занятия — это игра, но игра серьезная. Дети, которые выступают в театре «Желтое окошко», делают это честно и самоотверженно. Взрослые стараются проявлять чуткость и не требуют от ребенка делать то, что ему в тягость.

В «Желтое окошко» не принимают людей, которые пришли случайно или за компанию. У ребенка должна быть личная заинтересованность, иначе теряется смысл: 

«Театр не аттракцион, здесь нужно работать».

Игра и перевоплощения лежат в основе детской природы. Взрослым лишь нужно правильно поймать такие моменты. Многое зависит от того, какой у ребенка тип личности:

  • Интроверты строят для себя целые миры и не перевоплощаются, а чувствуют и проживают свои образы, но с выражением возникают трудности. 
  • Экстраверты — яркие натуры, про таких артисты говорят: «Помогает природа». Они отлично воплощают образы, но могут быть несколько поверхностными.

«Если ребята стесняются, начинают задавать педагогам вопросы, не посчитают ли его глупым, не будут ли смеяться, педагоги честно говорят: смеяться будут — и это хорошо! Хуже, если ты играешь, а зал никак не реагирует. В ряде европейских стран театр называется „позорье“. Поэтому важно говорить, что дети пришли позориться и нужно быть готовыми казаться смешными, нелепыми. Если готовность отсутствует, стоит поискать себя в чем-то другом». 

Побороть комплексы и страхи помогают групповые и личностные тренинги. В группе на занятиях все равны и поддерживают друг друга, выполняют одинаковые упражнения. Такие условия позволяют избавиться от внутренних ограничений, дети раскрываются, снимают блоки. 

«В „Желтое окошко“ часто приходили забитые, неразговорчивые, некоммуникабельные ребята, а выходили другими людьми. Такое происходит в каждом наборе». 

О взаимодействии артистов и зрителей

Сегодня модно ломать границы. Однако в театре есть некая расстановка сил, правила, заигрываться нельзя. Театр «Желтое окошко» не строится на интерактиве со зрителями. Главным действующим лицом остается актер, а местом действия — сцена. 

Участие зрителей в интерактиве похоже на лотерею: одному ребенку повезло — он вышел на сцену и принял участие, а другого не пригласили — он обиделся, день испорчен.

«Причем обижены бывают как дети, так и мамы: „Почему кого-то вывели на сцену, поздоровались за руку, а с моим ребенком нет?“. Это от недопонимания процесса. Театр — не игровая комната». 

Все эпизоды, в которых принимают участие зрители, управляются актерами театра. Бывает, что ребенок выходит на сцену и зажимается, ведь для публичного выступления нужен серьезный психологический опыт. Другие дети, напротив, могут увести спектакль в другое русло. Поэтому актеры готовы в любой момент подхватить ситуацию и «вырулить» ее в нужное направление.

Для каждого нового спектакля и сюжета рождаются свои приемы:

  • есть спектакли, где задействован весь зал;
  • в нескольких постановках не хватает актеров, на сцену вызывают ребенка и дают ему маленькую роль.

Иногда спектакли создаются на основе зрительских историй. Такой спектакль в «Желтом окошке» сделали на основе нескольких историй от взрослых зрителей. Спектакль назывался «Дом 22». Зрители присутствовали на онлайн-репетициях, темы которых были каждый раз разные: «мужчины и женщины», «во дворе», «бабушки на лавочке». 

Театр оставлял за собой право уделять внимание не всем сюжетам. На основе рассказов актеры импровизационно разыгрывали эпизод. Потом уходили репетировать, доводили истории до ума, дополнительно сочиняли, придумывали образы и сценические приемы. Все, что происходило между началом и финалом спектакля, было непредсказуемым.

«За полгода собрали истории и соединили их в полноценный спектакль. Люди приходили, узнавали свои истории, конкретных персонажей. Спектакль пользовался спросом». 

О театральной педагогике

Театр должен быть близок педагогу, чтобы использовать его как технологию. Иначе это может вызвать у детей недоверие. 

«Вспоминается один из моих учителей математики. Его уроки были представлением. Человек был очень артистичный, легкий, остроумный, разговорчивый. Все превращал в мини-спектакль: рисовал нам целые картины с точками „А“ и „Б“, играл. Скучная задача становилась этюдом. Так происходило постоянно, но было не было технологией, а природой учителя. Если бы он готовился, выглядело бы иначе, не так правдоподобно». 

Важное умение для педагога — настроить себя на такую волну, чтобы быть готовым ко всему, импровизировать, не бояться быть смешным, но и не становиться посмешищем. 

«Станислав Степанович мог собрать учеников в кулак, и все притихали. Диктата не было, но было осознание, что сейчас серьезный момент, и недостойное поведение закончилось тем, что любимый преподаватель ударил кулаком по столу».

Совет молодым педагогам и тем, кто хочет удержать внимание учеников: быть честными и открытыми. Если в театр дети приходят с желанием заниматься и участвовать, то в школу — потому что надо, это обязанность. В школе с детьми сложнее совладать и расположить их к себе. Но всем детям нужен человеческий контакт, особенно подросткам. Тогда все получится. 

 


Материалы по теме:


Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.

Подписаться
Театральная педагогика
Вам будет интересно: