Фотографии: Depositphotos / Иллюстрации: Юлия Замжицкая
Владимир Чикишев — педагог высшей категории, основатель, художественный руководитель и режиссер театра «Пиано», заслуженный работник культуры, лауреат государственной премии Президента РФ рассказал Педсовету о самоактуализации детей через театр и о том, можно ли научить ребенка быть счастливым.
О театре «Пиано»
В юности Владимир Чикишев занимался пантомимой. Начинал с классических этюдов Марселя Марсо, с мимов. Но потом пришел в педагогику и захотел научить детей создавать и сочинять композицию, а не просто повторять чужие движения — ведь творчество именно в этом.
Театр «Пиано» открылся в 1986 году в школе-интернате для глухих детей и существует уже 35 лет. Жест в этом театре важнее слова. А спектакли, по словам главного режиссера, появляются подспудно основному предназначению — детской самоактуализации:
«Театр распространяет свое влияние на многие сферы жизни детей. Его миссия — чтобы ребенок почувствовал себя самостоятельным. Иногда параллельно получается спектакль».
Чикишев делает все возможное, чтобы в его театре не было нормативов и классификаторов, которые так любят люди из администрации, и тщательно оберегает репертуар от педагогического заказа:
«Учителя литературы просят поставить “Дубровского”, математики — что-нибудь про Пифагоровы штаны. Но театр не может быть Золушкой при школе. Он должен быть самостоятельной точкой роста для ребят».
Летняя школа — это большое ежегодное событие, которое организует СМИ Педсовет для учителей.
Это выездное мероприятие, собирающее активных, современных и веселых учителей, которым интересно профессиональное саморазвитие, общение с коллегами в неформальной обстановке, новые знания и навыки.
Темой юбилейной 10-й Летней школы стал «Театр и педагогика». Программа включает в себя:
— 5 дней занятий и мастер-классов,
— проживание в гостинице «Балтика» (4 ночи),
— трансфер до мест проведения и питание,
— посещение театров, музеев и концертов.
Подробную программу и условия участия смотрите на сайте Летней школы.
О том, как появляются спектакли
Чтобы создать спектакль, нужна самостоятельность. У детей ее не всегда хватает, они осторожничают — им нужно помочь.
Работу начинают с эскиза, наброска. Взрослым не всегда нужно вмешиваться на этом этапе, потому что, как сказала нижегородская поэтесса Марина Кулакова на одном из показов театра: «Детское творчество — это культурологически чистый продукт». Так, например, знаменитый «слон в удаве» из «Маленького принца» после комментариев взрослых превратился в обычную шляпу.
«Этап эскизов очень важен: не так часто в жизни детей есть возможность делать то, что они хотят. А здесь можно пробовать. Дело взрослых — увидеть в этом драматургию и не мешать».
В процессе импровизации на сцене, в которой участвуют все, даже самые маленькие, создается творческий ансамбль. Многое делается через игру. Пространство вовлекает детей в действие, они вступают в особые творческие отношения друг с другом другом, подхватывают идеи. В этом, по сути, и состоит инклюзия, вовлечение.
«Мы осмелели до того, что каждый вторник и четверг мы объявили “днем спектакля”. Дети импровизируют, сами не зная, с чего все начнется на этот раз. В основе занятий — не просто желание стать актером, а желание управлять своей судьбой, самореализоваться, социализироваться и двигаться по жизни самостоятельно, без взрослого руководителя».
О принципах театральной педагогики
Владимир Чикишев особенно отмечает принципы, которых придерживаются взрослые педагоги в работе с детьми-актерами:
- Геймификация.
Ко всему нужно подходить как к игре. Так мы убираем назидание и принуждение.
- Не мешай ребенку.
Ребенок должен оставаться уникальным, не терять себя.
«Он может что-то забыть, сделать не очень хорошо, но если его контролировать — они будут ждать этого от взрослого и перекладывать ответственность за процесс».
- Оставлять ребенку возможность сделать все самому.
В этом проявляется культурологически чистый импульс действия.
Если соблюдать эти принципы, можно случайно сделать детей счастливыми:
«Ведь счастье — это когда ты добился чего-то своими руками, это самое вкусное и интересное. Способность к счастью — гарантия, что и завтра, и через десять лет ты сможешь его достичь. Понять, “кто я” — тоже счастье. Сколько во мне авторства, насколько я способен двигаться по этой жизни. Не бояться пробовать и не задирать планку, чтобы свалиться в изнеможении».
Материалы по теме:
- Александра Никитина: «Постигая театр, ребёнок перестает быть одиноким»
- Театральные практики для работы с человеческим началом в ребенке
- Лора Макмак: «Через метафору можно увлекательно изучать даже устройство гидравлического пресса»
Летняя школа Педсовета 2022
27 июня — 2 июля 2022 года
В продолжение игровой темы прошлого года, Летняя школа-2022 станет театральной площадкой.
Пройдите предварительную регистрацию, тогда вся информация будет приходить вам на электронную почту.