Фотографии: Depositphotos / Иллюстрация: Юлия Замжицкая
Как интегрировать в класс нового ученика или познакомить ребят, которые только начали учиться вместе? Как улучшить атмосферу в классе и укрепить коллективный дух? Предлагаем несколько эффективных игровых способов от педагога экспериментального центра Российского академического молодежного театра в Москве Аллы Лисициной.
Игры-знакомства
Игры рассчитаны на группы от 20 до 40 человек. Их используют для работы с детьми, которые пока не знакомы друг с другом: они помогают снять напряжение, создать атмосферу доверия и комфортную для занятий обстановку. Цель игры-знакомства — настроить детей на дружескую волну, помочь запомнить как можно больше участников.
«Займи своё место»
Играющие отгадывают первую букву имени друг друга, ориентируясь на подсказки (например, «Мое имя начинается на ту же букву, что и имя героини сказки, где она просит своего брата не пить водицу из копытца»), а затем пытаются угадать и само имя. Далее дети «прячут» свою букву в ладошки, после чего театральным жестом «выпускают на волю», громко и четко проговаривая ее и свое имя.
«Передай своё имя»
Ребенок называет свое имя, после чего хлопком передает ход другому участнику — при этом важно, чтобы дети зафиксировали взгляд друг на друге. Тот, к кому перешел ход, называет услышанное имя, а затем также хлопком передает свое. Передавать ход можно по-разному: по кругу, против круга, через круг.
«Я тебя не знаю»
Игра проводится в группе, где уже произошло знакомство, но запомнились не все. Участник выбирает того, чье имя еще не выучил, ловит его взгляд, после чего ребята меняются местами, назвав друг другу в момент встречи свои имена.
«Мы с тобой одной крови»
Участники разбиваются на группы по интересам. Например, те, у кого дома есть собака; у кого есть кошка; у кого нет собаки, но они хотят завести, и так далее. Участники каждой группы знакомятся, после чего хором рассказывают о себе: «Мы одной крови – Юля, Игорь, Костя, Таня, Вова, – любим (хотим/не хотим) собак (кошек, птиц, животных)!». Затем все собираются в общий круг, не перемешиваясь, и по очереди пытаются назвать по именам участников игры.
«Прилипалы»
Игроки свободно двигаются по помещению, по сигналу «Стоп» останавливаются, по сигналу «Указательный палец (локоть, голова, спина, колено и так далее)» соединяются с рядом стоящим человеком названными частями тела и называют друг другу свои имена. Чем чаще участники «прилипают» друг к другу, тем больше имен запоминают.
Игры на формирование команд
Игры проводятся в группах до 30 человек. Цель таких занятий — разбить большой коллектив на маленькие для дальнейшей работы. Как показывает практика, формирование команд во время игры представляет для детей больший интерес и очень влияет на сплоченность группы.
«Молекулы»
Участники игры произвольно двигаются в помещении. По команде «Молекула шесть» — объединяются в группы по шесть человек (количество можно изменить в зависимости от числа играющих). Ведущий может задать определенные параметры движения: «идем под дождем», «идем в часы пик в метро», «идем, как цапли в болоте», «идем, как (какой-то герой сказки, книги, спектакля)».
«Букет»
Игроки рассчитываются по порядку на «василек–ромашка–колокольчик–лютик–мак» (количество цветов зависит от нужного количества команд). Участники произвольно передвигаются в пространстве, пока не прозвучит сигнал «Собрать букет васильков» или «Собрать букет маков». В результате формируется нужное количество групп.
«Автомобили»
По количеству будущих команд выбираются несколько участников, которые изображают «гаражи». Их расставляют в разных местах помещения, в дальнейшем движении они не участвуют. Остальные игроки становятся «автомобилями», которые передвигаются с заданной скоростью (например, «Первая скорость – медленное движение, как будто автомобиль только тронулся»). По команде «Стоп, машины!» все останавливаются. По команде «По четыре (три, пять) машин — в каждый гараж!» участники должны «припарковаться» в «гаражах».
«Встань по пальцам!»
Эта игра используется, когда нужны группы с неравным количеством участников. Ведущий отворачивается, закрывает глаза, поднимает руку (или обе руки, если в команду требуется больше пяти человек) и показывает нужное количество пальцев. Часть участников должна объединиться в группу с заданным числом игроков. Далее ведущий повторяет действие, но показывает уже другую комбинацию пальцев. Незадействованные участники составляют новую группу. Так продолжается, пока команды с нужным количеством игроков не будут набраны. У игры есть и другая задача — научить работать в коллективе и подчиняться общим правилам.
«Ну, и до свидания!»
Игра подходит для случаев, когда группу нужно разделить на две равные части. Сначала игроки разбиваются на пары по своему желанию. Пары выстраиваются как для игры в «Ручеек», а затем поворачиваются лицом друг к другу, произносят «Ну, и до свидания!», машут на прощание руками и расходятся в противоположные стороны. Игра также хороша для случаев, когда необходимо разделить «пары-неразлучники».
Материалы по теме:
- Между нами тает лед, или «Айсбрейкеры» как инструмент педагога;
- 15 игр на развитие памяти, логики и фантазии от театрального педагога;
- 10 игр на внимание и синхронизацию работы полушарий мозга.
Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.
Подписаться