Три педагогических правила от Михаила Сперанского


Изображения: «Император Николай I награждает Сперанского за составление свода законов». Картина А. Кившенко / Wikimedia commons. Иллюстрация: Юлия Замжицкая

12 января 1772 года родился граф Михаил Михайлович Сперанский, который вошел в отечественную историю в первую очередь как великий реформатор. Но мало кто знает, что до начала государственной карьеры Сперанский целых три года занимался преподаванием в питерской Александро-Невской духовной семинарии, которую он сам окончил.

Сперанскому, как блестящему выпускнику, предложили остаться в семинарии в качестве преподавателя естественно-научных дисциплин. Дело пошло, и в скором времени он получил новую «нагрузку» — стал преподавать математику. А затем физику, красноречие, философию.

Спустя три года после начала учительской деятельности, в 1795 году, Сперанского порекомендовали в качестве личного секретаря князю Алексею Борисовичу Куракину. И Михаил Михайлович выбрал путь государственного деятеля.

Его не хотели отпускать из семинарии. Сам митрополит Санкт-Петербургский Гавриил предложил молодому учителю более чем соблазнительные условия — быстро постричься в монахи и в скором времени получить звание архиерея. Тот, однако, был неумолим.

За время учительства у Сперанского сформировался свой подход к педагогике — небезынтересный для нас с вами.

Держим высокую планку

Михаил Михайлович считал, что каждый человек, ступивший на путь получения образования, должен стремиться в конечном итоге к окончанию университета. Тут, безусловно, вспоминается известная крылатая фраза: «Плох тот солдат, который не мечтает быть генералом».

Сперанский писал:

«Это есть очевидное и принятое во всей Европе свидетельство классического образования, без коего и ученым, и умным быть можно, но слыть таковым нельзя, а в свете не только должно быть, но и слыть».

Михаил Михайлович прекрасно понимал особенности своей эпохи. Впрочем, сказанное выше в разной мере справедливо для любых времен.

Никакого домашнего обучения

Модное в то время среди русской знати домашнее воспитание и обучение Сперанский считал делом, наносящим юноше огромный вред. Он уверял, что домашний преподаватель может научить только поверхностной болтовне, а для продолжения образования в университете требуются более глубокие знания. В первую очередь он это относил к владению мертвыми языками — древнегреческому и латыни.

Сперанский совершенно справедливо уверял, что трудно и даже невозможно заставить всех домашних говорить на несуществующем языке. А в образовательном учреждении, где на той же латыни под руководством учителя говорят несколько десятков детей, «познания их приобретаются почти неприметно и всегда почти верно».

Разумеется, это относится не только к языкам, но и к другим наукам. В училище гораздо легче создается необходимая атмосфера.

Но и это не все.

Дома невозможно научить «той общежительности, той развязаности и ловкости, которая приобретается не иначе, как обращением с людьми с ребячества и трением страстей, желаний и мыслей». Дома юноша неизбежно привыкает к «одному роду вкусов», принимает «один оборот оборот чувств и движений». В результате молодые люди «обыкновенно долго, а часто и на всю жизнь остаются застенчивы, связаны, и, зная иногда много, не умеют употребить своего знания ни в пользу себе, ни к выгоде других».

Основа образования — чтение

Тем не менее, главное условие для получения качественного начального образования и успешного продолжения его в дальнейшем — чтение. Сперанский писал: «Поставь ученика, чтоб он разумел читать хорошие книги, читай их с ним и требуй у него отчета в его чтении».

Разумеется, чтение должно происходить не только на русском, но и на немецком, и на французском, и на латинском языках. Слово «билингв» еще не было в ходу, но кое-кто, в том числе и Сперанский, успели заметить, что чем раньше ребенок начнет обучаться другим языкам, тем сильнее у него будут развиты мыслительные способности.

Здесь, разумеется, очень важны те качества, которым обладает сам преподаватель.

Михаил Михайлович выделял несколько основных: это глубочайшее знание своего предмета, высочайший уровень общей культуры и эрудиции, умение мотивировать учеников к самостоятельному мышлению, умение четко и доступно выражать собственные мысли, тактичность, уважительность, способности психолога.

Но главными, однако, остаются те часы, которые учащийся проводит с книгой тет-а-тет.


Материалы по теме:

Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.

Подписаться
История и обществознание Лица