Фотографии: Depositphotos / Иллюстрация: Юлия Замжицкая
Айсбрейкеры (от англ. «icebreaker» — ледокол) — это короткие игры, с помощью которых можно «растопить лед» и наладить взаимодействие между участниками учебного процесса. Их используют, чтобы представить классу нового ученика, улучшить атмосферу на уроке или передохнуть после напряженной работы над заданиями. Рассказываем, как правильно использовать айсбрейкеры и не превратить интересную идею в банальную.
Для чего нужны айсбрейкеры
Самые известные айсбрейкеры касаются техник знакомства. Например, дети становятся в круг, первый ребенок говорит, как его зовут, следующий добавляет к его имени свое — и так все поочередно представляются.
Вариант посложнее — игра «Пять вопросов». На доске записываются вопросы. Например:
- Как тебя зовут?
- Сколько тебе лет?
- Есть ли у тебя домашнее животное?
- Какой твой любимый цвет?
- Какой твой любимый предмет в школе?
Ребята знакомятся друг с другом в парах, отвечая на вопросы, а затем рассказывают о своих новых товарищах всему классу. В процессе дети учатся строить диалог, структурировать информацию и пересказывать ее.
К проведению подобных игр можно привлекать технологии. Например, не озвучивать ответы, а записывать их в электронном флипчарте, перетаскивать карточки с вариантами ответа в разные столбцы на интерактивной панели. Те же вопросы для знакомства можно оформить в «колесо выбора» с электронным спиннером.
Айсбрейкеры позволяют педагогу выяснить настроение класса и определить готовность ребят к работе. «Хотите сегодня на уроке выучить стихотворение?»: кто согласен — отходят к одной стене, кто не согласен — к противоположной, а сомневающиеся остаются посередине. Пусть каждый ученик расскажет, почему принял такое решение. Динамичные задания воспринимаются ребятами на ура. Интерактивный вариант — эмодзи-ассоциации, когда ученики показывают свое отношение к происходящему на уроке одним эмодзи.
Особенно важны айсбрейкеры при дистанционном обучении. Если потратить три-пять минут на вовлечение ребят в онлайне в работу, урок пройдет динамичнее и плодотворнее.
Выбираем с осторожностью
Айсбрейкеров в Сети — тысячи. Кажется, что если использовать по одному на каждом уроке, хватит на долгие годы преподавания. Но именно из-за разнообразия и количества выбирать игры стоит с особой тщательностью.
Например, часто айсбрейкеры предполагают, что ученик, расскажет о себе что-то необычное. Но для большинства детей — особенно при переходе из начальной школы в среднюю — нет ничего хуже, чем отличаться от остальных. Из страха вызвать смех одноклассников ребенок делится чем-то скучным, но безопасным. Например, говорит: «У меня есть кот», просто чтобы заполнить паузу и передать ход следующему игроку.
Инна Стивенс, тренер-педагог и старший консультант по образованию компании Promethean:
«Айсбрейкеры в школе надо применять осторожно — на уроках работают далеко не все. Учителям лучше отказаться от однообразных заданий. Например, есть популярная игра, в ходе которой нужно назвать прилагательное, характеризующее ученика и начинающееся с той же буквы, что и его имя. Это упражнение настолько избитое, что стало неинтересным.
Плохо воспринимаются и псевдопсихологические айсбрейкеры. Допустим, когда один участник пишет на листке какой-то факт о себе, а весь класс пытается понять, кто из одноклассников это написал. Часто это напоминает гадание на картах и никак не помогает сблизиться».
Полезно применять айсбрейкеры с простыми, открытыми вопросами. Они тактично помогают узнать что-то новое друг о друге, адаптировать новичков в «началке». Например, популярное упражнение «Сделай выбор»: участникам игры предлагается выбрать один из вариантов ответа на вопрос и обосновать его. Вопросы могут быть любые, в зависимости от возраста и интереса детей:
- Куда бы ты отправился: в прошлое или будущее? Почему?
- Что тебе нравится больше: цветок или дерево? Расскажи историю о себе и о цветке/дереве.
Айсбрейкеры, которые не подведут
Существуют игры, которые позволят ученикам вдоволь пообщаться, узнать друг о друге что-то новое и при этом не раскрывать слишком личную информацию.
Линии и кляксы
Ребятам предлагается либо выстроиться в линию, либо собраться в «кляксу» — небольшую группу — на основе общего признака:
- Постройтесь в линию в алфавитном порядке по первым буквам имени/фамилии.
- Выстраивайтесь в очередь по дням рождения с 1 января по 31 декабря.
- Соберитесь с ребятами, у которых такое же, как и у вас, любимое время года.
- Соберитесь в три кляксы: те, кто постоянно помогает родителям, кто помогает время от времени и кто не делает этого никогда.
Игра помогает ребятам найти общие черты, подружиться, при этом не нужно специально ничего придумывать.
Круги доверия
Ученики становятся в два круга: внутренний и внешний лицом друг к другу. Они обсуждают вопросы, переходя по кругу, постоянно формируя новые пары:
- Ты занимаешься каким-нибудь спортом? Каким?
- Какой последний фильм ты смотрел? Понравилось?
- Опиши свой идеальный обед.
- Что бы ты сделал, если бы выиграл миллион?
Игра дает возможность почувствовать себя в классе среди друзей и единомышленников. Но важно использовать больше открытых вопросов, а не требующих ответа да/нет.
Этот или тот
Ученики обсуждают темы, где предусмотрен выбор:
- Какое животное лучше подходит для дома: собака или кошка?
- Лучше жить в деревне или в городе?
- Приятнее заниматься спортом самому или смотреть соревнования по телевизору?
- Ты бы предпочел путешествовать каждую неделю или вместо этого спать, сколько вздумается?
Каждый выбирает близкий ему ответ и переходит к стене, где собрались те, кто считает так же. Затем ребята по очереди рассказывают, почему так решили.
Игра учит аргументированно обосновывать свою точку зрения и создавать сообщества по интересам.
Партнерский материал