А почему – нет? Может быть, именно нашему поколению учителей и суждено решительным образом изменить безнадежно одряхлевшую образовательную систему, дальнейшее существование которой просто-напросто опасно.
Причем, в ней опасно уже все. И 500-летняя классно-урочная система, окостеневшая в своем «бессмертии», и волчий индивидуализм вкупе с «ракоподобной» конкуренцией, и ужасающая бездуховность наряду с «сушащей» мозги односторонностью обучения, когда «мертвыми» знаниями загружаются только мозги, а все остальные составляющие человека (душа, тело) подвергаются разрушению…. И продолжает существовать эта система только благодаря насилию и вынужденному им подчинению – то бишь, садомазохизму, как главной дидактической и духовно-нравственной парадигме современного школьного образования.
Впрочем, все это критиковалось уже не один раз, и на этот раз перед нами задача другая – показать возможную альтернативу.
Задача, конечно, сложная, почти мифическая или даже сказочная в своей грандиозности. Но – взгляните на подзаголовок – любые сложные цели и мечты всегда при своем появлении казались несбыточными мифами (взять хотя бы возможность полета человека в воздухе и выхода в космос), и только постфактум стали казаться неизбежными ступенями развития человеческой мысли и общества. С этим и приступим.
Начнем с идеологической основы. Какая идеология должна прийти на смену закрепленного самыми разнообразными формами принуждения либеральному индивидуализму, лежащему в основе старой образовательной системы?
По нашему глубокому убеждению (а в данном случае я выражаю не только свое мнение) - это педагогика служения. Кратко ее философию можно выразить так. Все на свете чему-то или кому-то служит. (Солнце служит в качестве источника света и тепла всему миру, минералы – растениям, растения – животным, животные – людям… Только раковые клетки служат сами себе.) Человек тоже призван служить трем главным ценностям, выраженным в национальной российской идее – Вере, Отечеству, Любви (ВОЛу) – или, другими словам – Богу, Родине, ближним.
Либеральная идеология индивидуализма, четверть века как раковая опухоль разрушавшая образовательное пространство России, так и не смогла вытравить из душ россиян исконное стремление к общинности, коллективности, соборности, где ценится как индивидуальная личность, так и общность духа, разума и коллективного действия. Педагогика служения, соединяя в себе лучшие традиции христианского воспитания (Пирогов, Толстой, Ушинский, св. Феофан Затворник, Зеньковский, Сорока-Росинский) и коллективистские наработки советского периода (Макаренко, Шацкий, Сухомлинский, Иванов, Соловейчик), интегрирует их в современную педагогическую систему – человеколюбивую и личностно-ориентированную (христианская традиция) и коллективистскую, непримиримую ко злу и всякого рода «извращениям» (советская традиция), которые как мутные волны цунами уже потопили западную цивилизацию. И это действительно национально ориентированная образовательная система, не слепо плетущаяся в хвосте западных поветрий (болонская система, мультикультурализм, ювенальная юстиция и т.п.), а имеющая корни в своей собственной национальной почве и успешно противостоящая атакам извне. А ведь речь ведь, по сути, идет о национальном выживании. Как наконец-то пришло понимание, что экономика (после обложения санкциями) должна быть самодостаточной и независимой – так – а это, может быть еще и важнее! – постепенно приходит осознание, что и образование должно быть независимым и ориентироваться на национальные ценности. Да и в условиях мировой террористической агрессии победить идеологически терроризм способна только сильная идеология, опирающаяся на глубочайшие религиозные и национальные идеалы. Именно их и выражает педагогика служения.
Теперь давайте перейдем непосредственно к контурам новой образовательной системы и рассмотрим их сначала в дидактической, а затем и в воспитательной части.
I. Обучение
В обучении начнем с главного – с классно-урочной системы. Как исчерпавшую за полтысячи лет возможности своего развития, мы ее достаточно критиковали. Это хребет старой образовательной системы, но именно потому, что это «хребет», демонтировать его нужно осторожно и очень осмотрительно, чтобы не рухнуло вообще все. Что же может прийти ей на смену?
Классно-интегрированная система – такое название предлагается для новой организации школьного учебного процесса.
Класс – как основная организационная единица и объединение школьников одного возраста – должен остаться в основе учебного процесса. В воспитательной части мы более подробно это обоснуем с точки зрения именно воспитательных возможностей коллектива. Сейчас же уделим внимание новой организации учебного процесса в связи с понятием «интегрирование».
С точки зрения математики интегрирование – это (наряду с дифференцированием) самое сложное математическое действие, приводящее к переводу исходных данных на качественно новый уровень путем подсчета сумм бесконечно большого количества бесконечно малых величин. Для далеких от математики людей можно привести понятный пример интегрирования – овладение каким-либо иностранным языком. Когда путем постоянного заучивания новых слов, запоминании правил их употребления и постоянной разговорной практики все это бесчисленное множество «бесконечно малых величин» через их суммирование и переход количества в качество однажды интегрируется в свободное владение языком.
В связи с понятием интегрирования важно сказать об одной важнейшей философской предпосылки перестройки всего учебного процесса в этом направлении. Человек, как это уже поняли древние философы и подтвердили дальнейшие, есть микрокосм. Вся вселенная свернута в нем. В этих условиях его можно рассматривать как «интегрированную голограмму» вселенной. Как в обычной голограмме в любой ее точке находится в проекции вся остальная голограмма, так и человек интегрирует в себя весь окружающий мир. В мире нет, и не может быть ничего такого, чего не было бы изначально в самом человеке. Поэтому все знания, которые человек открывает в окружающем мире, на самом деле изначально находятся в нем самом в интегрировано-свернутом виде. Все – и все классы веществ, растений и животных, и все технические достижения – от колеса до последних компьютерных технологий!.. Все это изначально было в самом человеке – он ничего не может открыть или изобрести такого, чего в нем не существовало прежде. Это невозможно в принципе.
В следующей статье мы попытаемся показать это на примере крылатой ракеты. И увидим, как последовательно раскрывая аллегорические связи человека и крылатой ракеты, мы на самом деле показываем, что все особенности технических параметров крылатой ракеты отражают те или иные аспекты самого человека. И его самого, в конце концов, можно рассматривать как интегрированную модель той же самой крылатой ракеты. Как в принципе – и корабля, и танка, и подводной лодки, и самолета, и…, и… В общем – всего того, что есть в окружающем мире, что в микромире, что во всей Вселенной. И это еще раз доказывает, что человек есть ее интегрированная модель или микрокосм.
Но вернемся к классу и посмотрим, в какие учебные формы будет интегрироваться его жизнь в школе и сам процесс интеграции знаний как таковой.
Так вот, если в старой системе класс в ходе учебного процесса «интегрировался» только в уроки, то в новой системе урок перестает быть не только единственной формой учебного процесса, но и даже его главной формой. Урок, конечно, останется – и в этом пусть сохранится преемственность со старой системой – но главным с точки зрения важности в рамках учебного процесса становится не урок, а так называемое «кустовое занятие». Это такое занятие, в котором без строгого разделения на отдельные учебные предметы происходит формулирование какого-то базового учебного принципа, закономерности, понятия, и в ходе коллективной анимации бучения методом коланимационного переноса прорабатываются главные его связи с окружающей жизнью и жизнью самих учеников. «Познавая мир – познаю себя» - этот тезис становится главным принципом и сутью процесса обучения.
Предметный урок в такой системе становится «импульсным последействием», в ходе которого осмысливаются и прорабатываются уже чисто предметные связи и закономерности, записываются определения, формулы, решаются задачи и т.д.
Вот, к примеру, как в начальной школе из «кустового занятия» по теме «Яблоко» могут «прорастать» конкретные учебные предметы:
- Математика – геометрические формы окружности, круга, шара и подсчет тех или иных количеств яблок;
- Русский язык – понятия о существительных («яблоко») и прилагательных («яблочный»), работа с различными текстами и произведениями о яблоках;
- Физика – понятие о силе тяжести («Ньютоново яблоко»), применение круглых форм в различных механизмах (колесо, подшипники);
- Астрономия – шарообразная форма космических тел и следствия этого;
- География – шарообразная форма Земли и ее климатические особенности, возможности кругосветных путешествий;
- Биология – различные сорта яблок и виды яблонь, понятия о виде и роде растений и способах прививок.
- История – мифологическое начало Троянской войны («яблоко Париса»);
- Искусство – яблоки, круговые формы и круговые композиции в различных видах искусства.
- Основы Православной Культуры (ОРКСЭ) – понятие об «искушении» и грехопадении Адама и Евы.
Подобные же занятия можно было бы провести и по темам: «Вода», «Воздух», «Огонь», «Камень», «Цветок», «Любимое животное» (по выбору учеников), «Друг».
В средней школе в ходе «кустовых занятий» прорабатываются понятия со все более возрастающим обобщенным и абстрактным смыслом: «Минералы», «Вещество», «Техника», «Жизнь», «Растения», «Животные», «Сердце», «Человек», «Коллектив», «Красота», «Вера», «Добро и зло».
В старшей же школе темой «кустовых занятий» должны становиться наиболее мировоззренчески и духовно-нравственно насыщенные понятия. К примеру – ценности национальной российской идеи «Вера-Отечество-Любовь» или «Добродетели и страсти» («воздержание – чревоугодие», «целомудрие – блуд», «нестяжание – сребролюбие», «кротость – гнев», «блаженный плач – печаль», «трезвение – уныние», «смирение – тщеславие», «любовь – гордость»).
Большой потенциал таких «интегрированных» аллегорий, которые могли бы стать темами «кустовых занятий», содержится в крылатых выражениях («птица счастья», «вечный двигатель», «козел отпущения», «белая ворона»), пословицах и поговорках («Танки грязи не боятся», «Гусь свинье не товарищ», «Береги честь смолоду», «Цыплят по осени считают») и даже строчках популярных стихотворений и песен («Я помню чудное мгновенье…», «Врагу не сдается наш гордый «Варяг»…», «Куда уходит детство?..», «Если б знали вы, как мне дороги…» и т.д.).
Наверно, некоторым из вас, коллеги, все эти темы покажутся более уместными для проработки на классном часе, чем во время учебных занятий. Но речь и идет о том, чтобы сломать порочную практику преждевременного учебного «дифференцирования» преподаваемого материала, когда его искусственное «расчленение» и «атомизация» полностью «убивает» интерес к «разложившимся» «мертвым» знаниям.
Итак, знания теперь преподаются ученику в виде первоначальной интегрированной целостности, но это еще не все. Теперь они должны органично интегрироваться в него самого, причем, не только в его мозги – но во все сферы его личности и бытия – душу, тело, мировоззрение, опыт, поведение, энергетический потенциал. Каждый ученик должен четко и ясно понимать, зачем он изучает то или иное, какое значения имеют эти знания для его настоящей и будущей жизни.
Но и это еще не все в плане интеграции. Следующий ее этап – интегрирование полученных знаний в ценностное поле классного коллектива с выходом на коллектив школы и далее по возрастающей (село, город, регион, Россия, человечество). Как я могу применить полученные знания на благо окружающих меня людей – ближних и дальних? Именно на этом этапе наносится решающей удар поразившей наше образование опухоли индивидуализма и конкуренции. Я получаю знания не для того, чтобы доказать другим, что я самый «лучший» или «умный», и не для того, чтобы прорваться сквозь баррикады «ЕГЭ», а чтобы послужить всем окружающим меня людям. Я – не «раковая клетка», которая живет только для себя и думает, что она «этого достойна», я – живая клетка моего класса, моей школы, моего народа и готова служить на их благо.
И в этом плане очень важна наряду с «кустовым занятием» и «импульсным уроком» еще одна единица учебного процесса – «вожатское обучение». За каждым классом средней и старшей школы закрепляется подшефный младший класс, куда регулярно и приходят старшие вожатые для передачи им своих знаний. Так реально воплощается в жизнь служение ближним, создаются крепкие учебные и дружеские отношения по вертикали, и формируется единое ценностное поле школы как «мини-России». А с точки зрения дидактической логики – происходит идеальное «закрепление» всего изученного в школе материала. Ибо нет лучшего способа глубокого усвоения каких-то знаний, чем попытаться передать их кому-то другому. Формы этой передачи могут быть разными – групповыми, парными и индивидуальными, и даже у круглого двоечника что-то «зачешется» в затылке, когда он раз за разом не сможет вразумительно объяснить «пройденный» материал своему «младшему другу».
Попутно еще решается задача выделения педагогически одаренных детей, которые в будущем и должны избрать учительство своим жизненным призванием. А пока они несут основную нагрузку во время этих вожатских учебных встреч – выясняют и согласовывают темы обучения, адаптируют их к уровню младших учеников, готовят мультимедийные и коланимационные презентации.
Метод коллективной анимации обучения, само собой разумеется, становится основным учебным методом новой образовательной системы. Мы его подробно рассматривали, поэтому сейчас на нем останавливаться не будем. Только отметим, что все главные базовые знания и понятия, изучаемые в школе должны, как правило, проходить через коллективную анимацию.
Итак, в новой системе обучения можно выделить три основные учебные формы:
• кустовое интегрированное занятие;
• импульсные последейственные уроки:
• вожатское педагогическое обучение.
Можно даже набросать примерную схему расписания организации учебного процесса на этих новых принципах и организационных формах. Скажем, в понедельник в данном классе происходит «кустовое» занятие, во вторник, среду и четверг «кустовой» материал изучается и закрепляется на «импульсных» уроках, а в пятницу происходит его адаптационная педагогическая «передача» во время вожатской встречи.
В новой классно-интегрированной системе нет ничего неисполнимого – она не рвет, а сохраняет преемственные связи с классно-урочной системой, и в этом ее существенная положительная сторона. Естественно, она более сложно организована и требует большего внимания со стороны тех же завучей как организаторов учебного процесса. Не просто в начале года составить расписание, а каждую неделю проводить согласование «кустовых» занятий, импульсных уроков и вожатского обучения: где, на базе каких учебных кабинетов и классных комнат, когда понадобится спортзал или актовый зал, какие учителя-предметники должны быть во всем этом задействованы.
Раз уж мы упомянули об учителях, то теперь стоит поговорить о сложностях более высокого порядка, тех, которые с ходу не решить – понадобятся годы перестройки самой системы педагогического образования в России.
Главная «кадровая» проблема – узкая специализация современного учительского состава, когда каждый учитель имеет достаточные для преподавания предметные и методические познания только в одной научной области. Но и эта задача частично может быть разрешена за счет тройственного объединения (опять интеграция!) всех предметов, преподаваемых в школе. Схематично эти объединения можно представить так:
То есть все предметы, преподаваемые в школе, объединяются в три сектора единого образовательного пространства, представляющие как бы «разрез» его единого учебного «ствола», который в дальнейшем будет «ветвиться» различными учебными предметами.
Если расписать эти сектора по предметам, получится следующее:
Естествознание | Здоровьеведение | Гуманитариум |
Математика | Физкультура | Русский язык |
Информатика | ОБЖ | Литература |
Физика | Технология | Иностранные языки |
Биология | Психология | История |
География | Искусство | Обществознание |
Химия | ОПК и ОРКСЭ | МХК |
Наверно, больше всего вопросов вызовет блок «Здоровьеведения», на который, судя по схеме, должны опираться и два других блока предметов. Однако многие вопросы отпадут сами собой, если мы будем иметь в виду не только физическое здоровье, а все виды здоровья (физическое, душевное (психологическое), духовное), которые не просто должен «сберечь», а развить и укрепить в школе каждый ее питомец. И эти виды здоровья в виде восходящей линии можно выстроить следующим образом:
Тогда в понятие физического здоровья естественно войдут предметы, укрепляющие его тело и сохраняющие его безопасность – физкультура и ОБЖ.
В понятие душевного здоровье - гармонизирующие душевный мир, внутренние и внешние способности человека – технология, искусство и психология.
А духовное здоровье станет предметом заботы со стороны этических и религиоведческих предметов – «Основ православной культуры» или «Основ религиозных культур и светской этики».
Таким образом, чтобы провести полноценное «кустовое занятие», занимающее полный учебный день, понадобятся, как правило, всего три учителя-специалиста (а не 6-7 как сейчас) – естественник, гуманитарий и здоровьевед.
Иногда – по согласованию тем и взаимозаменяемости - можно ограничиться и двумя. У нас нередки случаи, когда и один учитель справлялся со всем разнообразием «кустового занятия» - естественно при хорошей предварительной подготовке и опоре на высокоразвитый коллектив класса и механизмы его самоуправления. Здесь происходит реальная экономия педагогических трудозатрат, когда учитель частично высвобождается от поурочной «конвейерной» текучки и может сосредоточиться на стратегических учебных и воспитательных целях, а также индивидуальной работе с учениками.
Хотя, конечно, в стратегическом плане система педагогического образования в России должна перестраиваться. Нужно уходить от современного, столь узкого специализирования будущих учителей, когда они просто становятся функциями по передаче заложенных в них узкопредметных знаний, а не учителями и воспитателями в полном смысле этих высоких понятий.
Воспитательный блок новой образовательной системы рассмотрим завтра.
Прошу вас в комментариях, помимо прочего, указать номер высказывания, с которым вы согласны:
1. Я полностью поддерживаю новую образовательную систему и педагогику служения.
2. Я сочувствую некоторым идеям новой образовательной системы и педагогики служения.
3. Я категорически против новой образовательной системы и педагогики служения.