Фотографии: Depositphotos / Иллюстрация: Юлия Замжицкая
Лора Макмак — филолог, кандидат педагогических наук, преподаватель литературы и театральный педагог, художественный руководитель театра-студии MINIMA (Школа № 1241 «На Красной Пресне»). В интервью Педсовету она рассказала, что такое метафорический код и как учителя с его помощью объясняют детям физику и предотвращают выгорание.
Что такое метафора в образовании
Театр-студия «MINIMA» выступает за минимализм: работает в пустом пространстве, где место декораций занимает метафора. Ученики и учитель пытаются обрести здесь свое авторское я.
Под метафорой в образовании в студии подразумевают то же, что и в литературе и в искусстве — перенос значения с одного явления на другое, сравнение на основе общего признака. Этот прием позволяет детям справляться с большими объемами новой информации и делать это охотно и с удовольствием:
«Обычно в школе дети садятся за парты, и по ним бьет информация, давит их, опутывает. А культура воображения не в чести. Ребенок сидит на уроке, щурится на люстру — ловит лучик, а учитель его выгоняет — важно же получать знания. А скажи она — „какой ты молодец, что ты это видишь“, подумай, как выйти в метафору — она сохранит ребенка, поможет ему найти себя и не стать „штамповкой“… Дети замечательно владеют воображением, поэтому прекрасно обыгрывают различные образы и сюжеты».
Например, любой пример по математике и физике, не говоря уже о литературных текстах, искусстве, можно объяснить ребенку через сравнение с тем, что он уже знает и понимает.
Дети запросто овладеют любой формулой, если она предлагается им через эмоцию. Им просто надо немного подсказать, напомнить, предложить направление мысли.
Как объяснять предметы через метафору
Общение учителя и учеников строится на метафорическом конструкторе — это фотоэтюды, пластика, любая композиция или графика. Все, что может продемонстрировать метафору наглядно.
Например, если предложить детям представить, что «A + B — C» — это формула памятника Пушкину, где «A» — это слава, ребенок выдаст бесконечное число версий, что такое В и С. Метафора у него буквально в крови.
Через метафорический код можно объяснить детям даже устройство гидравлического пресса:
«Мы проживали судьбу гидравлического пресса. В материал ребята входили через текст про двух китайских мастеров ушу. У одного было 12 учеников, у другого — один. Один мастер применял силы своих учеников спектрально, а другой — концентрированно. И в итоге тот, у кого было больше учеников, победил физически, но духовно победил мастер с одним учеником.
Дети экстраполировали этот эффект на жизнь, сделали вывод: «Если будешь концентрироваться на чем-то одном, ты можешь добиться потрясающего эффекта, а если распыляться, то эффекта не будет». Так мы объяснили работу гидравлического пресса через эмоцию и разум, он обрел смысл надстроечный, философский, входящий в жизнь».
Получите профессию педагога-организатора с дополнительной квалификацией «Социальный педагог» в Учебном центре Педсовета.
Что в программе?
— Практико-ориентированные методики работы социального педагога и педагога-организатора.
— Методы социально-педагогической работы с детьми, оставшихся без попечения родителей, и неблагополучными семьями.
— Поддержка кураторов и обратная связь от преподавателей.
А что в итоге?
Новая профессия и диплом о профессиональной переподготовке установленного образца.
Доступна рассрочка.
Получите профессию педагога-организатора с дополнительной квалификацией «Социальный педагог» в Учебном центре Педсовета.
Что в программе?
— Практико-ориентированные методики работы социального педагога и педагога-организатора.
— Методы социально-педагогической работы с детьми, оставшихся без попечения родителей, и неблагополучными семьями.
— Поддержка кураторов и обратная связь от преподавателей.
А что в итоге?
Новая профессия и диплом о профессиональной переподготовке установленного образца.
Доступна рассрочка.
Как метафора помогает педагогу не выгорать
Идею с метафорическим кодом подхватили в Московском городском педагогическом университете. Там учат магистрантов-учителей техникам театрального дела, потому что сегодня нужны учителя, которые умеют сохранять интерес к профессии и продуктивно работать, не сгорев при этом.
«Потому что „Евгений Онегин“ из урока в урок 20, 30, 40 лет — это жесть».
Если привлечь в школу театр, то можно сохранить в себе детскость и творчество. Еще Максимилиан Волошин говорил, что «художники — это дети, которые не разучились играть». Когда учитель и ученик работают в системе художественной задачи и метафоры, а не урока — это сложно и страшно, но очень интересно. Ни один урок, расцвеченный метафорой, не будет похож на предыдущий. Она позволяет учителю самому заново увлечься своим предметом и увлечь детей — тут не до выгорания.
Материалы по теме:
- Театральные практики для работы с человеческим началом в ребенке
- «Как для взрослых, только лучше»: театр — среда развития ребенка
- Александра Никитина: «Постигая театр, ребёнок перестает быть одиноким»
Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.
Подписаться