Картина: Анри Матисс «Разговор», 1908-1912 гг. / Иллюстрация: Юлия Замжицкая
Дети способны получать удовольствие от искусства и искренне интересоваться им. Но развитию эстетического вкуса в младшем возрасте не уделяют должного внимания: методических материалов и пособий по теме нет, а занимаются этим только энтузиасты-педагоги и неравнодушные родители. Как познакомить детсадовцев и младших школьников с прекрасным? Какие произведения искусства подобрать? Как превратить поход в музей в праздник? Об этом рассказывает Светлана Подъянова, кандидат педагогических наук и основатель детского сада и школы «Талантвилль».
Что такое художественный вкус
Художественный вкус — это способность воспринимать и оценивать произведения разных видов искусств: живопись, прикладное искусство, графику, музыку, поэзию, скульптуру, архитектуру, театр. Это важная часть системы ценностей любого человека. От того, что дети будут считать прекрасным, зависит их мировоззрение и идеалы.
Главные составляющие вкуса — способность воспринимать, оценивать и выносить свое суждение. Хорошая новость в том, что они — как мышцы, которые можно прокачивать с раннего возраста.
Насмотренность — умение воспринимать произведения искусства — получится развивать уже с трех-четырех лет. Достаточно наполнить домашнюю и игровую среду разными изображениями. Например, повесить в комнате репродукции с картинами, изображающими времена года, животных и растения.
Способность оценивать и высказывать суждение складывается из вопросов, которые ребенок задает, глядя на картину или слушая музыкальную пьесу. Рассматривать картины и обсуждать увиденное с ребенком можно уже с пяти-шести лет.
Если правильно проводить эти практики, дети будут естественно и с удовольствием приобщаться к мировой культуре.
Светлана Подъянова
Как развить вкус у ребенка
Играть
Знакомство с искусством великолепно сочетается с игрой. Из категории «скучно и занудно» этот вид деятельности сразу перейдет в поле «весело, интересно, познавательно». Для этого понадобятся только репродукции картин и фото разных предметов искусства. Например, можно распечатать несколько изображений, вырезать героев одних произведений и «переселить» их на другие картины. Открывается простор для фантазии: как будет чувствовать себя девочка с картины «Стрекоза», если окажется на снегу в картине «Грачи прилетели»? Что скажут «Три богатыря», въезжая на один из гималайских пейзажей Николая Рериха?
Подобную игру можно сделать самим или предложить детям придумать ее вариации.
Быть внимательным к деталям
Детям нравятся упражнения с лупой или картонной рамочкой. Благодаря им ребенок более внимательно разглядывает картины, узнает их, запоминает разные художественные приемы и стили. Например, детей заинтересует задание — рассмотреть фрагмент и ответить, сколько лепестков у цветка, когтей на лапе, людей в комнате. Полезно исследовать и более сложные вопросы: в какую сторону дует ветер; как понять, какая погода изображена на картине; в какой стране и в какую эпоху происходит изображенное на картине событие?
Обсуждать увиденное
Продуктивно не просто вместе рассматривать произведения искусства, классические и современные, но учить детей задавать к ним вопросы. Это развивает речь, мышление и прививает культуру уважительной дискуссии. Но главная задача такого упражнения — показать, что правильных ответов нет и каждый может увидеть в произведении искусства что-то свое.
При обсуждении картины Анри Матисса «Разговор» можно вовлечь детей в обсуждение сюжета картины и ее деталей.
Спрашиваем детей: «Как ты думаешь, о чем говорят мужчина и женщина на этой картине?».
Один говорит: «А я думаю, что они о ребенке разговаривали».
Другой: «А я думаю, что они собираются покупать новый дом».
Третий: «А я думаю, что они ссорятся».
Анри Матисс «Разговор», 1908-1912 гг.
При обсуждении картины нет правильных ответов — каждый ребенок просто высказывает свое мнение.
Совсем не важно, смогут ли дети постичь замысел художника. В раннем возрасте цель занятий искусством не в этом. Главное — научить детей осмысливать свое восприятие и отношение к увиденному.
Учить сравнивать
Развитый вкус предполагает, что ребенок различает сюжеты и технику и понимает, какие приемы художник использует в своей работе. Для этого необходимо научить детей сравнивать картины между собой.
Например, показать ребятам три или четыре работы о детях в разной технике. Или наоборот несколько импрессионистских произведений с разными сюжетами. Потом задать уточняющие вопросы:
- «Чем они похожи?»
- «Что общего в названии?»
- «Какие общие черты есть у героев?»
- «Как думаешь, зачем художник использует именно этот цвет?»
- «Где герои изображены объемно, а где — плоско?».
Слева: Винсент Ван Гог «Первые шаги», 1890; справа: Жорж Сёра «Воскресный день на острове Гранд-Жатт», 1884-1886 гг.
Рассказывать о контексте
В произведениях искусства важны не только сюжет и техника, но и то, что остается за кадром. Для этого полезно рассказать детям биографию художника, историю его эпохи, как ему пришла идея написать эту картину.
Например, на картине Василия Перова «Тройка» изображены дети, которые в лютый мороз везут огромную бочку с водой. Чтобы объяснить детям сюжет этой картины, потребуется небольшая историческая справка о детском труде. После получится обсудить, как техника художника — размытый фон, приглушенные серые цвета — передает и доносит до зрителя настроение картины.
Василий Перов «Тройка», 1866 г.
Как подбирать картины для занятий
Главный критерий при выборе произведений — понятный ребенку сюжет. Но абстракции тоже подойдут — они развивают воображение, заставляют задуматься, что скрыто за линиями и фигурами, дорисовывать свои образы.
Многие считают, что детям нужно показывать красочные картинки. Но они хорошо воспринимают и спокойные цвета, ведь настроение у ребенка тоже бывает разное. Картина, написанная в приглушенных тонах, — повод обсудить с детьми нюансы душевных переживаний. Например, когда я показываю группе «Ребенка с голубем» Пикассо, ребята говорят о грусти, тоске по друзьям — тонко улавливают настроение.
Пабло Пикассо «Ребенок с голубем», 1901 г.
Не стоит бояться знакомить детей с большими произведениями. Они хорошо их воспримут, если сначала посмотрят на картину целиком, а потом перейдут к деталям: будут всматриваться в узоры, разглядывать фрагменты.
Хорошая идея — использовать картины для изучения орнаментов. Например, наряду с гжелью, хохломой и дымковской игрушкой рассматривать узоры Густава Климта или колористические эксперименты Матисса.
Анри Матисс «Красная комната», 1908 г.
Зачем и как ходить в музей с ребенком
Не стоит ограничиваться занятиями только дома, в садике и школе, ведь во многих городах есть прекрасные музеи. Если ребенок может по несколько минут концентрироваться на одном предмете, слушать и вступать в диалог, то он готов к культурному походу. А чтобы ему не было скучно:
- Сделайте экскурсию активной.
Возьмите с собой рабочие тетради или альбомы для рисования, чтобы ребенок смог скопировать понравившуюся картину. Задавайте ему тематические задачки: найти предмет, подчеркнуть холодные цвета, определить картину по фрагменту. - Используйте игровой метод.
Отличная идея превратить экскурсию в квест: заранее создать карту или список картин, которые нужно найти. Например, только картины о зиме или осени. Но об этом формате нужно договориться со смотрителями — еще не во всех музеях детям разрешают без присмотра бегать по залам. - Проведите рефлексию после похода.
После посещения музея проведите работу по осмыслению. Например, придумайте сказку по картине или стишок. Вариант — вести дневник зрителя: записывать или зарисовывать картины, которые увидели во время экскурсии.
Материалы по теме:
- 5 компьютерных игр, которые воспитают в ребенке чувство прекрасного
- Как увлечь детей современным искусством
- Зачем этому миру коллаж
Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.
Подписаться