Русский язык и литература в школе: как объяснять сложные темы просто

Мы попросили учителей русского языка и литературы поделиться, какие темы вызывают сложности у учеников. И вместе со школой креативного мышления ИКРА придумали, как вызвать интерес у школьников нестандартным подходом. Делимся примерами и методикой CRAFT, которую помогут увлекательно разобрать сложные правила русского языка и проблемные вопросы на уроках литературы.

О методике

CRAFT (Creative Algorithms, Frames & Tools) — это сертифицированная в России методология. Ее автор — основатель Школы инноваций и креативного мышления ИКРА Василий Лебедев. Она помогает придумывать идеи и превращать их в конкретные и полезные решения. А преподавателям объясняет, как заинтересовать ребенка своим предметом. Например, в Павловской гимназии превратили стандартную профориентацию школьников в питчинг проектов топ-менеджменту Сбера.

В основе методики лежит понятие «фрейм». Это типовая ситуация, которая сразу приходит на ум, когда мы слышим какое-то понятие. Фрейм состоит из контекста, ролей и отношений между ролями.

Например, фрейм «урок географии». Контекст: класс, карта, указка, учебник, атлас. Роли: учитель и ученики. Отношения между ними: педагог объясняет, дети за ним записывают.

Чтобы придумывать новые идеи, CRAFT предлагает соединять два фрейма. Например, урок географии и зомби-апокалипсис: дети не просто изучают разные континенты, а оценивают, насколько они пригодны, чтобы выжить.

Методология состоит из шести шагов:

  1. Джунгли исследований
    Собираем информацию о текущем фрейме — проблемной ситуации. Определяем роли, выясняем их мотивы, трудности, ценности. Например, проблемный вопрос:  почему детям скучно на уроках географии? 
     
  2. Поляна задач
    Конкретизируем проблему и переформулируем ее в задачу.
    Проблема: ученики не понимают, зачем им знания по географии, как пригодятся на практике.
    Задача: показать ученикам практическую пользу от знаний по географии.
     
  3. Гора идей
    Придумываем для задачи новый фрейм. Например, ситуацию, в которой знания по географии жизненно необходимы, — зомби-апокалипсис.
     
  4. Гора действий и предметов
    Ищем способ воплотить новый фрейм в реальности. В нашем примере — придумываем задания для урока.
     
  5. Пещера сокровищ
    Оцениваем ресурсы, ищем, как монетизировать проект, строим бизнес-модель. 

    В контексте школьного урока это планирование занятия, подготовка дополнительных материалов. Например, вспомним мобильную игру «Зомби против растений». Попробуем урок географии провести в ее стиле. Для этого привносим элемент физкультуры — поиграем на улице в вышибалы по мотивам популярной игры. Только мяч будет с вопросом по географической теме. В кого попадет, тот и отвечает. 
     
  6. Поля внедрения

    Тестируем идею, смотрим на динамику урока и впечатления, собираем обратную связь от учеников и устраняем недостатки.

    Можно идти непоследовательно и перескакивать некоторые шаги. Например, придумывать, как объяснять трудные темы в старших классах, проблемные вопросы на уроках литературы и русского языка, мы будем в три этапа.

Проблема 1: дети не могут понять и запомнить правописание Н и НН

Шаг первый: Поляна задач

Конкретизируем проблему. Уточним причину, место, контекст, действие. Возьмем сложные темы за 5-7 класс. Например: ученики седьмого класса не могут запомнить тему «Правописание Н и НН в причастиях». 

Переформулируем проблему в задачу: «Как сделать так, чтобы…». Например, «Как сделать так, чтобы ученики 7 класса запомнили тему „Правописание Н и НН в причастиях“ раз и навсегда?».

Еще больше полезных материалов — в Телеграм-канале Педсовета. Подписывайтесь, чтобы не пропускать свежие статьи и новости.

Подписаться

Шаг второй: Гора идей

Маскируем задачу, чтобы найти решение вне ее контекста. Забываем про сложные случаи в русском языке и: 

  1. заменяем участников фрейма на «кого-то» или «что-то»;
  2. ищем более абстрактный образ или аналогию для действия: не «запомнили тему…», а «освоили что-то»;
  3. переформулируем вопрос по шаблону «где и когда поставленная задача решена/решается».

Получаем: «Как сделать так, чтобы кто-то овладел чем-то раз и навсегда?».

Теперь подбираем для этой задачи фрейм, в котором будем ее решать. Ситуацию, внутри которой есть обстоятельства (контекст), участники (роли), и взаимодействие между ними (форма отношений). Например: студент приходит устраиваться на должность официанта. Он должен выучить меню раз и навсегда.

Шаг третий: Гора действий и предметов 

Придумываем концепцию урока внутри выбранного фрейма. Сочиняем историю, которая трудные вопросы русского языка превратит в игру.  Проектируем сценарий занятия, задания и т. д.

Концепция: известный шеф-повар открывает новый ресторан и набирает персонал. Ученики — соискатели на должность официанта, учитель — шеф-повар. 

Сценарий и задания: заранее сообщите детям, что на следующем уроке будет игра «трудоустройство в ресторан». Дайте задание составить для собеседования небольшой письменный рассказ о себе, используя причастия с одной буквой Н.  Разберите его на уроке. После ученики обмениваются своими резюме, ищут в тексте одноклассника страдательные причастия и выписывают отглагольные прилагательные. 

Для урока на сложные темы в русском языке подготовьте раздаточный материал: «меню», где есть блюда, в названии которых есть одна и две буквы Н. С ним можно работать в нескольких форматах: 

  • Коллективно. Дети по очереди выходят к доске, вставляют буквы на месте пропусков и объясняют свой выбор. 
  • Индивидуально — раздать карточки с меню, чтобы ученики исправили ошибки в нем. 

Чтобы закрепить материал, предложите дома составить сезонное предложение с необычными названиями блюд — «Срезанные цветы», «Туманное утро» — и способами приготовления: испеченные, бланшированные, тушенные. 

Система оценки: Обсудите, что устроиться официантом можно на несколько уровней — младший, средний и старший. 

  • Младшему достаточно знать правило, слова-исключения и сдать домашнее задание. 
  • Среднему потребуется решить дополнительные задания. 
  • Ученикам, которые хотят стать старшими официантами, нужно помочь учителю проверить задания своих одноклассников. 

Количество заданий определяет учитель. А форму мотивации можно заменить на жетоны. Чем больше их у ученика, тем выше оценка.

Проблема 2: дети боятся объемных книг, читают краткое содержание

Шаг первый: Поляна задач

Конкретизируем проблему: ученики 10 класса читают «Войну и мир» Л. Н. Толстого только в кратком содержании, потому что объемом книги их пугают с пятого класса. 

Важно: заставить их прочитать полностью «Войну и мир», а затем проверить качество усвоенной информации — не получится. Пробуем хотя бы заинтересовать и глубже погрузить в контекст. 

Формулируем задачу: Как сделать так, чтобы ученики 10 класса заинтересовались и прочитали «Войну и мир» Л. Н. Толстого, несмотря на объемное содержание?

Шаг второй: Гора идей

Маскируем задачу: как сделать так, чтобы кто-то захотел что-то изучить, несмотря на объемное содержание. 

Подбираем фрейм. Например, детективное бюро. Сыщик, который раскрывает большое дело, должен постоянно находить и изучать что-то новое.

Шаг третий: Гора действий и предметов 

Концепция: сыщику дают задание разобраться с противоречиями в романе «Война и мир»

Сценарий и задания: делим класс на команды по пять человек, у каждой — свое детективное бюро. Задания для них разделяем на несколько направлений: 

  • семейные дела: команды рассматривают семьи Ростовых и Болконских, сравнивают ситуации с современными семьями;
  • нравственные вопросы: рассматривают взгляды Л. Н. Толстого, озвученные женскими и мужскими персонажами романа;
  • историческая линия: исследуют события 1805, 1807, 1812, 1825, 1856 гг.; сопоставляют образы героев и т. д. 

Формулируйте вопросы уроков так, чтобы было интересно искать правду. Например: «Верно ли, что Толстой, описывая исторические события, допустил фактические ошибки?». Предложите детям использовать разные методы: интервью с учителем истории, поход в исторический музей, библиотеку. Лучшее детективное бюро наградят призом зрительских симпатий: удвоенная отметкой или дополнительными баллами к рейтингу учеников, если такой есть. 

В течение всего цикла уроков ученики ведут дела в папках. Собирают фотографии, карты местностей, вырезки из мемуаров и газет, слова критиков о произведении. Строят гипотезы и описывают их в заметках. Все это поможет углубиться в роман-эпопею. Учитель иногда может подкидывать «улики», которые заинтересуют школьников: обрывки текста с замазанными словами, оборванные фотоснимки людей, обожженные письма. 

Система оценки: последний урок проведите в формате выставки. Разделите класс на зоны и предложите командам их оформить: прикрепить на пробковую доску фотоматериалы из их исследования, выложить на столы важные документы и папки с делами. Пусть представитель команды расскажет о работе: что удалось расследовать, к каким выводам они пришли. Одноклассники задают вопросы, за ответы команда получает дополнительные баллы. 

Учитель оценивает презентацию команд по следующим параметрам: 

  • глубина исследования: какие материалы использовали, выводы сделали, качество аргументации;
  • точность изложения;
  • сплоченность команды; 
  • креативный подход к оформлению зоны; 
  • ответы на вопросы. 

За 15 часов, которые в программе 10 класса отводят на «Войну и мир», команды погрузятся в исторический контекст, ответят на нравственно-философские вопросы, разберутся в главных связях между действующими героями. Фрейм держит внимание на пике и добавляет соревновательный момент, то, чего не хватает в школьных программах по литературе.

Проблема 3: подростки не понимают серьезные литературные произведения

Шаг первый: Поляна задач

Конкретизируем проблему: одиннадцатиклассники не понимают исторический контекст и реальность происходящего в «Архипелаге ГУЛАГ» А. И. Солженицына. 

Формулируем задачу: «Как сделать так, чтобы одиннадцатиклассники поняли исторический контекст и реальность происходящего в „Архипелаге ГУЛАГ“ А. И. Солженицына?».

Шаг второй: Гора идей

Маскируем задачу: «Как сделать так, чтобы кто-то погрузился во что-то и смог сделать выводы?».

Подбираем фрейм. Например, репортаж журналиста с места событий. Молодого репортера отправляют на задание в место, название которого не раскрывают. Задача — исследовать социум и собрать нужную информацию, чтобы выполнить задание главного редактора. 

Шаг третий: Гора действий и предметов 

Концепция и задание: группе журналистов предстоит изучить реалии лагерной жизни, провести исследование и составить аналитическую статью. 

Сценарий и задания: ученики работают в группах по 3-4 человека. Каждая получает отдельную тему для исследования. Например: «Повседневная жизнь в ГУЛАГе», «Система лагерей», «Политические репрессии и их жертвы». Участники групп разделяют задачи между собой: поиск фотографий, сбор текстовых источников, анализ информации.

Учитель готовит выдержки из книги с описанием мест событий, рассказами и письмами заключенных. Какая-то информация «засекречена»: чтобы ее найти, нужно обратиться к библиотекарю. У него будут заготовленные дела героев повествования. Разрешите ученикам использовать исторические архивы в интернете: газеты, библиотечные базы данных, сайты музеев. 

Пример задания: найдите фотографии лагерей, портреты политических заключенных, карты расположения лагерей, а также пропагандистские материалы того времени. 

Попробуйте договориться с преподавателями истории и географии, чтобы дети в формате интервью задали им вопросы о сталинской эпохе. 

Система оценки: на контрольном уроке дети представляют командную работу в формате презентации. В нее включают визуальные материалы (фотографии, карты), цитаты из текста и других источников, а также аргументированные выводы. На демонстрацию у каждой группы есть от 5 до 10 минут. Потом остается время на вопросы от одноклассников и учителя. 

Учитель в лице главного редактора оценивает учеников по критериям: 

  • глубина и обоснованность анализа; 
  • оригинальность подхода;
  • качество и обоснованность презентации: четкость, логика изложения, визуальное оформление;
  • умение работать в команде и делиться результатами; 
  • ответы на вопросы. 

Примеры, которые мы привели, это рекомендации. Не обязательно погружать учеников в новый контекст полностью. Идеи, к которым учитель придет с помощью CRAFT, можно точечно внедрять на разных этапах урока. Например, не переформатировать занятие в игру в детективов, но использовать ее элементы при работе с источниками. 

CRAFT поможет найти новые формы взаимодействия с учениками, привлечь и удержать их внимание. Новый контекст, роли и отношения между участниками образовательного процесса избавят от рутины и замотивируют и детей, и преподавателя.


Материалы по теме:


Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.

Подписаться
Русский язык и литература