Как выстроить эффектную историю для рассказа ученикам и какие принципы нужно знать при ее оформлении, рассказывает Игорь Буряковский, дизайнер образовательной платформы EdStories. Интересно, что он имеет не только большой опыт в дизайне, но и в стендапах — юмористических шоу, где необходимо импровизировать и вступать в контакт с публикой.
Универсальная схема истории
В популярной книге «Библия Стендапа» автор дает универсальную схему шутки: предпосылка — отыгрыш — микс — смешной отыгрыш микса. По сути, это как экспозиция, завязка, кульминация и развязка, но в кульминации присутствует неожиданный поворот — микс — который цепляет слушателя и подготавливает смешной финал.
«Трудно быть безработной актрисой (экспозиция). Когда я прихожу на вечеринку, и люди узнают, что я актриса, они всегда спрашивают: «О, я мог вас видеть в какой- то постановке?» (завязка). Задают ли такие вопросы сантехникам? (кульминация-микс) «О, так вы сантехник? Я мог видеть какую-нибудь из прочищенных вами труб?» (развязка).
В сторителлинге, когда вы преподносите материал в виде истории, работает тот же принцип. Вместо шутки просто делается неожиданный и запоминающийся поворот в рассуждении. Так можно объяснить, например, свойства прямоугольных треугольников: объясняем, что это за фигура (экспозиция), потом можем спросить, с чем ассоциируется эта фигура у учеников (завязка), а после — почему греки связывали ее с водой и небом (кульминация-микс), и отвечаем: в этом треугольнике древние греки видели в перенесенную на небо богами дельту реки Нила (запоминающаяся развязка). Можно быть уверенным, что так свойства прямоугольного треугольника ученики запомнят надолго.
В EdStories мы тоже подаем материал с помощью ярких, близких ученикам примеров или запоминающихся метафор, ведь интереснее разобрать математическое правило или биологический закон не сам по себе, а на примере полетов в космос или истории империи Инков. А прямоугольный треугольник наши пользователи изучают в контексте истории древнего мира.
Но «упаковкой» знаний в проекте занимаются сценаристы, а моя команда отвечает за другую важную сторону продукта — визуализацию.
Дзен визуализации
Мы делаем динамичные, анимированные истории, которые завоевывают внимание учеников. Проживать сюжет интереснее в хорошей компании, поэтому у нас есть постоянные мультяшные персонажи с индивидуальным характером и подходом к решению проблем, которые возникают на их пути. Они переходят из истории в историю, и вместе с ними дети изучают строение цветка, артикли в английском языке, свойства химических элементов. Истории насыщены сюжетно и визуально, и важно найти оптимальную скорость смены графического ряда, чтобы не перегрузить зрителя. Новые дизайнеры, которые приходят в команду, часто совершают одну и ту же ошибку: в пять секунд звукового сопровождения пытаются вместить максимальное количество картинок. Но темп повествования должен быть невысоким, и одно изображение должно быть на экране минимум 5 секунд.
Эта распространенная ошибка встречается и у педагогов, ведь они теперь тоже создатели образовательного контента, но не всегда интуитивно чувствуют правила, по которым он создается. Например, есть сформировавшееся убеждение, что хорошее визуальное сопровождение должно быть пестрым и ярким, как открытки из 2000-х. Но это в корне не верно: лучше воспринимаются спокойные, холодные тона, минимальное количество изображений, простой шрифт.
Вообще почти половина успеха в мультимедийной истории заключается в правильно подобранной или нарисованной картинке, которая иллюстрирует материал. Хорошо, когда изображение само по себе привлекает внимание, яркое, но при этом не кричащее. Важно иметь в виду, что картинка не обязательно должна буквально иллюстрировать слова лектора, произносимые в момент ее появления. Она может демонстрировать связь с предыдущим изображением и подчеркивать именно развитие сюжета истории.
Даже поиск уже готовой картинки в интернете требует грамотного подхода. У нас в команде этим занимаются отдельные ребята. Кроме высокого разрешения, фактической достоверности, оригинальности, готовое изображение должно соответствовать еще и возрастным ограничениям. Недавно мы подобрали изображение из недавнего фильма с Робертом Паттисоном, но он оказался с маркировкой «16+», и сценаристы «зарезали» фото.
Кто ищет, тот найдет
Учителям тоже приходится искать изображения для своего цифрового контента, поэтому делюсь несколькими лайфхаками, где найти хорошие готовые картинки.
Для образовательного контента хорошо подойдет сайт со стоковыми изображениями Alamy. В отличие от похожих хранилищ (iStock, Depositphotos и проч.). Там много материалов научных: схем, таблиц. Есть много сканов старых картин и исторических карт. Но Alamy — это платный сервис, и стоимость некоторых изображений может доходить до 600 долларов.
Иногда, чтобы избежать лишних затрат можно более хитро использовать поисковые системы. Например, если вы введете свой запрос на английском или французском языке, в выборке появятся другие научные изображения, загруженные людьми из других стран, которые вы не увидите, используя русский.
Но если у вас нет времени на долгие поиски материалов и создание своего контента, вы можете использовать готовые интерактивные истории EdStories, над которыми вместе с командой дизайнеров трудятся профессиональные сценаристы, методисты и преподаватели.
Не хотите пропустить публикации по этой теме?
Подписаться на канал
«Сторителлинг»