Фотографии: Depositphotos / Иллюстрации: Юлия Замжицкая
Пока в России и родители, и учителя яростно критикуют «Зум», Teams и дистант, в США открывается первая онлайн-школа, основанная на технологиях виртуальной реальности. Педсовет попытался разобраться, какими будут уроки на удаленке в новой «цифровой нормальности» и сможет ли виртуальное образование заменить традиционную школу.
Что такое «метавселенная»
Впервые термин «метавселенная» (metaverse) появился в книге американского писателя-фантаста Нила Стивенсона «Лавина», вышедшей в 1992 году. В трехмерном пространстве, о котором писал Стивенсон, можно было строить дома, парки, магазины и даже ночные клубы, а людей в ней заменяли аватары. Через 30 лет после публикации книги фантазия автора становится реальностью, пусть и виртуальной.
Сегодня компании разрабатывают виртуальные офисы для удаленных сотрудников. А метавселенные для развлечения уже существуют — например, проект Second Life, трехмерный виртуальный мир с элементами социальной сети, у которой больше миллиона активных пользователей. Или VRChat — игровая платформа, где игроки создают собственные миры и взаимодействуют друг с другом через аватары.
Самая развитая на сегодня метавселенная представлена на платформе Decentraland. Здесь пользователи создают и продают контент, делают покупки, рассчитываясь криптовалютой. В 2021 году в этой метавселенной был проведен первый музыкальный фестиваль, а правительство Барбадоса подписало соглашение о приобретении там земельного участка для своего посольства.
В 2022 году похожие технологии добрались и до образования. Уже в августе этого года во Флориде, США начнет работу Optima Classical Academy — первая в мире школа, «построенная» в метавселенной. Как сообщается на лендинговой странице проекта, это будет бесплатное общеобразовательное учебное заведение на 1300 мест для учеников 3-8-х классов (соответствует российским 2-7-м классам).
По задумке основателей школы, обучение в ней поможет немотивированным и слабо социализированным ребятам преодолеть себя и наконец-то увлечься учебой. Всем ученикам школа предоставляет VR-оборудование и оказывает техническую поддержку на протяжении всего обучения.
Как устроено образование в метавселенной
Надевая VR-очки, дети смогут посещать занятия в виртуальной школе, не выходя из дома. На уроках астрономии и Sience (что-то вроде нашего окружающего мира) школьники смогут «облететь» вокруг Марса и «прилуниться» на естественный спутник Земли, а во время урока истории — «посидеть» в кресле президента США в Овальном кабинете Белого дома, погулять по римской вилле в древних Помпеях или побегать за динозаврами.
Рекламный ролик школы Optima Classical Academy. Источник: Euronews
Уроки в метавселенной будут проводиться четыре раза в неделю в первой половине дня - с 8.00 до 12.00. Каждый урок длится от 30 до 45 минут, плюс перемены. В расписании учеников начальной школы (3-5 класс) значатся математика, английский, история, наука, музыка, искусство и латинский язык. В средней школе в учебном плане появляется грамматика и физкультура, которой дети будет заниматься во внеурочное время. Те предметы, которые нельзя изучать в виртуальном классе, школьники будут осваивать по своему индивидуальному маршруту, используя видеоматериалы, интернет ресурсы и, конечно, учебники.
Фото со страницы проекта Optima Classical Academy
Помимо обязательной программы, учредители виртуальной школы обещают задействовать своих учеников и во внеклассных занятиях: шахматы, научные и книжные клубы, риторика, 3D моделирование. Все это будет доступно, а главное - бесплатно, как и основное обучение.
Разработчики собираются уже в следующем году начать прием учеников старшей школы. Но принимать детей младшего 8 лет в Optima Classical Academy не планируют: чтобы заниматься в виртуальной реальности, необходимо иметь высокий уровень самостоятельности и организованности, а малышам еще требуется помощь родителей.
Виртуальная школа — прорыв или катастрофа?
В Optima Classic Academy уверены, что внедрение технологии метавселенной в образовательный процесс сможет ответить сразу на несколько вызовов современности.
Во-первых, создатели виртуальной школы позиционируют ее как настоящее спасение для школьников во время глобальных вызовов — таких, как пандемии, которые, как обещает Билл Гейтс, в ближайшем будущем станут обычным явлением для человечества.
Во-вторых, погружение в метавселенную позволит подать образовательный процесс под нестандартным соусом и таким образом увлечь детей учебой. К тому же это круче, чем традиционный дистант: школьник (точнее, его аватар) находится не один на один с компьютером, а в «классе», вместе со своими одноклассниками и аватаром учителя, который обращается непосредственно к ученикам, а не в монитор.
Третий аргумент создателей школы: дети, которые не могут ходить в школу по состоянию здоровья, получат шанс выйти за пределы домашнего обучения. А кроме того, виртуальное учебное заведение может решить проблему переполненности классов: оно сможет принять 1300 учеников, а это в два раза больше, чем обычная школа, например, в Майами. Для сравнения: самая большая школа Москвы работает с 2500 школьниками, а средняя наполняемость столичной школы — 550-900 человек.
Несмотря на перечисленные преимущества, многие американские родители восприняли новшество крайне негативно. В комментариях к новости о скором запуске виртуальной школы то и дело встречаются слова «матрица» и «эмоциональная катастрофа».
«Пусть дети станут роботами. Запрограммированными, без эмоций. Скажем «нет» взаимодействию в социуме», — с сарказмом пишет один из пользователей соцсети «Фейсбук».
Мнение эксперта
Узнав о скором запуске Optima Classic Academy, мы обратились за комментарием к Михаилу Морозову — профессору кафедры информатики и системного программирования, к.т.н, руководителю Лаборатории систем мультимедиа в Поволжском государственном технологическом университете и одному из создателей российского «виртуального университета» — проекта vAcademia:
«Использовать элементы метавселенной и виртуальной реальности сейчас можно. Но только как небольшой элемент школьной программы, в качестве дополнения к основной. А проект американской школы выглядит не совсем реальным и к тому же опасным для здоровья.
Дело в том, что для новых метавселенных, основанных на технологиях immersive virtual reality («виртуальная реальность погружения»), нужны специальные VR-шлемы, а современная VR-гарнитура не приспособлена для длительного использования детьми. На самих шлемах виртуальной реальности есть пометка: «Не предназначено для лиц до 13 лет». Получается, что в этой школе основная часть учеников — это те, кому нельзя пользоваться такими шлемами.
В США проводились исследования о влиянии VR-гарнитуры на детское здоровье и здоровье подростков. Выяснилось, что дети сильнее, чем взрослые, подвержены киберболезни — функциональному расстройству, схожему по симптомам с укачиванием. Возникает она из-за проблем с фокусировкой зрения при использовании VR-шлема. Даже взрослые пока не могут комфортно находиться в шлемах более получаса, а у детей голова начинает кружиться спустя уже 10 минут.
Ученые пришли к выводу, что использование детьми в возрасте до 10 лет VR-гарнитуры в течение 30 минут в день может повлиять на развитие зрительной системы. Безопасные VR-шлемы для них появятся не раньше, чем через 10 лет. А пока что полноценные уроки в VR по несколько часов в день с большой вероятностью нанесут непоправимый вред здоровью.
Цифровизация образования — это хорошо. Но надо ее использовать правильно. Не стоит понимать ее только как технологию удаленной работы — в школу не ходить, все по Сети. Без живого общения нельзя. Человек учит человека, а машина — машину. «Цифра» — лишь инструмент для представления информации, для вовлечения, для персонализации, для коммуникаций.
Что надо сейчас делать в первую очередь? Во-первых, «цифрой» поддержать живые занятия в классе. Сделать их более активными и эффективными. Второе: перевести самостоятельную работу на новый уровень за счет умного интерактивного контента вместо учебников. И третье: за счет искусственного интеллекта обеспечить поддержку более индивидуального обучения — реализацию всех талантов учеников.
Станет ли виртуальность в шлеме новым стандартом образования? Скорее всего, это будет одна из технологий обучения. Не факт, что главной. У дополненной реальности тоже большие перспективы, она более практична и менее затратна.
Но те, кто сопротивляется внедрению технологий в образование, должны понимать, что точку невозврата мы уже прошли. Цифровизация, VR, дополненная реальность — это с нами навсегда. Как с мобильными телефонами — без них мы уже не можем. Отката назад уже не будет, все будет только развиваться».
Материалы по теме:
Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.
Подписаться