5 московских спектаклей, герои которых — школьники и учителя


Фото с официального сайта РАМТ / Иллюстрация: Юлия Замжицкая

Школьная тематика вызывает теплые чувства у зрителей старшего возраста и увлекает юных. Рассказываем, где в Москве посмотреть спектакли про учеников и преподавателей, про самоопределение, взросление и первую любовь.

1. «Я хочу в школу»


Фото Сергея Петрова с официального сайта театра  

Театр: Российский академический Молодежный театр (РАМТ)

Режиссер: Александр Баркар

Премьера: 15 июня 2017 года

Возраст: 12+

Можно сказать, что повесть Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак фантастическая. Ведь ученики школы № 34 обожают ее и пропадают там даже по выходным. В экспериментальной школе нет предметов и параллелей, зато есть проекты, экскурсии, походы, полеты на воздушном шаре, лаборатории для проведения опытов и единомышленники. 

«Учиться не должно быть трудно, учиться должно быть интересно!» — утверждают герои.  

Но однажды приходит известие, что школу закрывают, а детей расформировывают по «нормальным» классам. Школьникам предстоит бросить вызов порядкам мира взрослых, чтобы защитить свое право учиться так, как они хотят. 

Это редкий спектакль, который нравится подросткам — аудитории, выпадающей из театральной жизни, потому что репертуара для них толком не придумали. Богатый флешмобами и отсылками к реалиям школьной жизни, он «заводит» зрителей не хуже рок-концерта, но в то же время заставляет взрослых задуматься о существующих проблемах системы образования. 

Андрей Жвалевский:

«Половину первого отделения я недоумевал: чего люди не реагируют? Классно же играют, отлично поставлено. Но потом зритель раскачался, стал смеяться и хлопать, и я совсем успокоился. Затем началась полная вакханалия, а главной звездой (тоже неожиданно, но вполне логично) оказалась учительница Злыдня. И дети, и взрослые опознали в ней свою „любимую“ учительницу, реагировали непосредственно. Когда актриса металась по сцене, пытаясь остановить флешмоб (одна из „фишек“ спектакля — прим. ред.), зрители мстительно аплодировали, не желая успокаиваться».

2. «Самое важное»


Фото с официального сайта театра

Театр: Мастерская Петра Фоменко

Режиссер: Евгений Каменькович

Премьера: 11 ноября 2006 года

Возраст: 16+

Этюды и импровизации по роману «Венерин волос» Михаила Шишкина идут почти четыре часа, но время пролетает «на одном дыхании». При этом ответить на стандартный вопрос «о чем спектакль?» сразу не получится, потому что он обо всем сразу. 

На сцене зрители увидят Тристана и Изольду, Дафниса и Хлою, эллинов и гимназистов, нелепую школьную учительницу Гальпетру и даже беженцев из Чечни. При этом название спектакля себя полностью оправдывает: покидаешь зал с однозначным чувством, что узнал что-то «самое важное» и скоро, возможно, даже сможешь это сформулировать. 

Режиссер Евгений Каменькович не боится сложных многослойных текстов. Он рискнул поставить шестичасового «Улисса» Д. Джойса, а недавно выпустил премьеру «Чающие движения воды» по Н. Лескову. Но «Венерин волос» на старой сцене Мастерской был одним из первых и, возможно, самых чарующих его экспериментом.  

Евгений Каменькович:

«Мы очень волновались, когда узнали, что на „Самое важное“ придет Шишкин. Было бы жестоко, если бы он оказался каким-то обыкновенным человеком, а он — я его теперь про себя называю „учитель“ — он ведь был раньше школьным учителем. Удивительно тонкой организации человек! И, если вы меня спросите о каком-то главном событии моей жизни за последнее время, я назову встречу с настоящим Автором».

3. «Наш класс»


Фото Валерия Мясникова с официального сайта театра 

Театр: Государственный академический театр им. Евгения Вахтангова

Режиссер: Наталья Ковалева

Премьера: 14 октября 2016 года

Возраст: 18+

Школьники из спектакля «Наш класс» строят грандиозные планы на жизнь, делятся надеждами и мечтами. Вот только происходит это накануне Второй мировой войны. И пока еще не зазвучали эвакуационные сирены и раскаты бомбежек, одноклассники будут любить и ненавидеть, дружить и предавать, но неизменно верить в счастливое будущее. 

Своей пьесой драматург Тадеуш Слободзянек предлагает заново переосмыслить уроки истории. Судьбы польских и еврейских мальчиков и девочек описаны с 20-х годов 20-го века до наших дней. Причем у десяти героев есть реальные прототипы, а события на самом деле происходили в польском городке Едвабне.

Наталья Ковалева:

«Мне думается, что о сложных уроках истории необходимо разговаривать с людьми языком театра, ибо он прост и нагляден: здесь перед живым человеком (зрителем) живой человек (артист) за пару часов проживает целую жизнь, проявляя тайные механизмы судьбы человека: связи его прошлого с настоящим и будущим».

4. «Ромео и Джульетта на задней парте»


Фото с официального сайта театра 

Театр: «Домик Фанни Белл»

Режиссер: Анна Галинова

Премьера: ноябрь 2020 года

Возраст: 9-14 лет

Авторы спектакля делают попытку поговорить с подростками о непонятном им (да и никому сполна) чувстве любви понятным языком через самую знаменитую пьесу Шекспира. Для этого они используют приемы блогеров, которых сегодняшние школьники — адепты гаджетов и социальных сетей — воспринимают на ура. 

Действие строится как откровенная беседа на уроке литературы. Вот только в традиционной школе у нее мало шансов состояться, а в театре запретов не существует.  

«Домик Фанни Белл»:

«Герои нашего спектакля — такие же школьники, как и те, кто смотрит на них из зрительного зала. Они учатся, общаются и, конечно, влюбляются. У них целый ворох школьных заданий и масса вопросов, на которые необходимо отыскать ответы».

5. «Дорогая Елена Сергеевна»


Фото с официального сайта театра

Театр: «Сатирикон»

Режиссер: Владимир Жуков

Премьера: 27 марта 2020 года — онлайн, 8 октября 2020 года — офлайн

Возраст: 16+

Старшеклассники приходят в гости к учительнице, чтобы якобы поздравить ее с днем рождения. Но вскоре выясняется, что истинная цель — ключ от сейфа, где хранятся их плохо написанные экзаменационные работы. Услышав от учительницы отказ в подмене сданных работ, школьники прибегают к угрозам, запугиванию и шантажу, не гнушаясь самыми «грязными» приемами.  

Пьеса Людмилы Разумовской беспощадно рушит идеалы совести и морали, ставит под сомнение авторитет педагога и устремленность подростков в некое «светлое будущее». Ее часто ставили в перестроечном СССР, а одноименный фильм Эльдара Рязанова прогремел на всю страну. 

Владимир Жуков:

«Мы живем во время, когда Елена Сергеевна выглядит вроде как уже совсем анахронизмом, а эти ребята победили и оказались правы. И вот вопрос: что дальше делать, к чему нас это все привело и как теперь быть? Сегодня мы пробуем разобраться, где проходит современная черта нравственности. Что есть подлость? Кому нужно благородство? Что это за несгибаемые люди, как Елена Сергеевна, для которых принципы и есть смысл жизни? Идеалисты, декабристы, праведники, хранители породы, верующие в честь как в высшее благо… Быть может, чокнутые лузеры?».

 


Материалы по теме:


 

Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.

Подписаться
Эстетическое воспитание Полезный досуг