Недавно достоянием гласности стал ряд похожих друг на друга историй. Каждый раз учителя или представители школьной администрации устраивали публичную «порку» и промывание мозгов отдельным ученикам и целым классам. Прегрешения школьников были разными: от участия в «не тех» митингах до «идеологически неверного» выступления в Бундестаге. Голоса защитников молодых бунтарей почти не раздавались в учительской среде. И это весьма печально. Ибо дело тут вовсе не в политических взглядах школьников, которые мы можем и не разделять. Но мы обязаны оборонять учеников от грубого давления. Это должно происходить на уровне профессиональных инстинктов — где же они?
У меня вопрос к коллегам, самым печальным образом отличившимся в эти дни: вы ещё помните, что принадлежите к профессии, которая относится к интеллигентным? Вас не учили, что приличных людей характеризует уважение к чужому мнению? Вам могут быть неприятны или даже отвратительны взгляды оппонента — так спорьте, опровергайте их! Перед нами наши ученики, и формировать систему их моральных и социальных ценностей — прямая наша обязанность. Поверьте, нынешние школьники, закалённые в горниле Интернета, на честный разговор и — непременно равный! — спор с нами пойдут. Но ввиду того же самого дискутировать они умеют. Так что ищите аргументы, дорогие коллеги!
Кричать легче? Возможно. Но совершенно бессмысленно. Во-первых, всё в той же Сети принято обмениваться такими инвективами, что ваши оскорбления по сравнению с этим — детский сад. Во-вторых, взгляните на себя со стороны во время «воспитательных припадков». На кого вы похожи — побагровевшие от натуги уязвить провинившегося, выкрикивающие что-то из лексикона базарных торговок самого низкого пошиба?! Вы рассчитываете их образумить, испугать или рассмешить? Так последнее удаётся вам с блеском. Пожалуй, это даже парадоксальным образом воспитывает в них готовность сопротивляться, нее поддаваться давлению, сохранять свои взгляды во враждебной среде. Крайне важные в современном мире качества. Но таким ли образом вы рассчитывали их формировать?
Вам не приходилось слышать, что умным людям пристало сомневаться в собственной правоте? Почему вы никогда и ни в чём не сомневаетесь (в первую очередь — никогда не сомневаетесь в себе)? Снова привыкли к задушевному единству, к тому, что верна лишь одна точка зрения — начальственная? Сами же себя полагаете большими боссами по отношению к школьниками и потому действуете вот так — ничтоже сумняшеся? Так ведь и в Библии последнее качество отнюдь не считается положительным. И не зря — отсутствие сомнений обычно основано на гордыне, которая пуста и бесплодна.
Все — от пенсионеров, видящих живых детей, в основном, по ТВ, до самого захудалого депутата — твердят об инфантильности нынешней молодёжи. Но инфантильность — это не отсутствие опыта работы на токарном станке во время землетрясения или умения выживать в диком лесу, имея из еды лишь радиоприёмник. Это, в первую очередь, неспособность принимать собственные решения, брать на себя ответственность, думать самому. Наиболее типичный пример инфантила — человек толпы, послушно следующий общему движению массы или велению вождя. Так кто же инфантилен — ребята, идущие против течения (пусть даже порой их поступки ошибочны или недостаточно продуманы), или учителя, бессмысленно и безо всяких доказательств повторяющие телезаклинания?
Вспоминается фольклорный персонаж, обещавший отпрыску «научить Родину любить» — с помощью ремня. Думаете, получится?
Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.
Подписаться