Для чего нужны, казалось бы бесполезные и беспочвенные, мечты о школе будущего? Мечты нужны всегда для того, чтобы иметь образ, к которому хотелось бы стремиться. Образ, который может послужить ориентиром в современной жизни, и в том числе, помочь приближать, строить это самое будущее.
В этом смысле попытки размышлений о том, куда идти современной школе – каков тот образ школы будущего, в которой хотелось бы работать и учиться - помогут нам уточнить ориентиры на пути поиска.
И может быть – сформулировав их поточнее - мы сможем увидеть примеры будущей школы уже в настоящем, а то и прошлом.
Эти старые новые школы. Характерные черты «школы будущего»
Парадокс в том, то современные школы сталкиваются во многом с теми же проблемами (пусть и с поправкой на другие технологии, преобладающие в сегодняшнем мире), что и их предшественники —школы начала XX века. Если мы посмотрим на тексты тех людей, которые создавали эти так называемые «новые школы», то увидим, что они намеревались преодолеть такие черты «старой школы»:
- где порядок обучения никак не связан с конкретными учениками, а определяется только заранее предписанной программой,
- где нет уважения к ребёнку, а есть только его дисциплинирование и принуждение,
- где ребёнок не имеет права быть активным во время обучения,
- где нет действия, а есть только запоминание некоторых текстов,
- порядок, в котором школа неавтономна, несамостоятельна, полностью подчинена распоряжениям чиновников.
Список этот можно расширить, но его суть понятна и достаточно конкретна, и во многом совпадает с тем, чем недовольны в сегодняшней школе многие родители, предприниматели, авторы новых образовательных проектов и пр.
Если пытаться сформулировать общую позицию не «от противного», а в позитивном ключе: каков образ это «новой школы», который старались культивировать у себя как педагоги начала 20 века, так и наши современники, то можно выделить четыре идеи, четыре характерных черты.
Первая идея — опора на личный опыт и на личный интерес ребенка. Многие на словах сегодня согласны с тем, что надо учитывать опыт и интересы ребёнка. Но когда кто-то начинает строить работу в школе так, чтобы личный опыт каждого ученика и учителя стал на самом деле основой для дальнейшей работы — то обнаруживается, что это очень непростая история. Эти сложности, в первую очередь, связаны со стереотипами, умениями и ценностями педагогов.
Вторая идея — живая связь школы с окружающим миром. Речь, конечно, не просто о прогулках в музей и экскурсиях на завод. Идея в том, чтобы окружающий школу общественный, культурный, производственный мир, с одной стороны, становился содержанием образовательной работы, с другой стороны — рассматривался в качестве той среды, в которой живут и развиваются дети и взрослые. А с третьей стороны — окружающий мир может становиться объектом, который дети с учителями пытаются изменять. И эти усилия по изменению окружающего мира — важная часть содержательной работы школы.
Третья ключевая идея — учёт влияния сообщества. В этом смысле, не только учитель и каждый из учеников индивидуально учат и учатся, но важнейший субъект их образования — то культурное сообщество, которое из них и вокруг них складывается.
Люди из таких школ особенно внимательны к возможностям взаимного влияния индивидуальности ребёнка и/или учителя с тем образовательным сообществом, частью которого эта индивидуальность становится. Потому для таких школ ощутима принципиальная задача, чтобы каждое школьное сообщество раскрывалось как самоосознающая, саморазвивающаяся, самообучающаяся группа.
Четвертая идея - внимание к тому, когда и как в ходе образования у ребёнка возникает собственное дело, за которое он ощущает ответственность. Об этом, в частности, говорят (и действуют в таком духе) последователи педагогики Е.Е.Шулешко. Чаще всего такое «собственное дело» выступает не как индивидуальное, а как некоторое общее дело группы детей, которое они делают совместно. Именно здесь возникают и объединяющий опыт, и общая культура совместного «делания дела», и общие ценности; возникает некоторое сообщество, ценность принадлежности к которому сама способна удерживать потом ребят в рамках некоторой задачи, когда практической, когда учебной.
Именно такая «сообщная» работа в школе — тот главный ресурс, который мог бы вытягивать соврменную школу — уравновешивая, согласовывая разброс индивидуальных интересов и способностей.
Но для этого должна быть и память «собственного дела», и чувство ценности своего дружеского круга, и мотив соучастия, который втягивает ребят в общую работу, и чувство удовлетворения от успеха.
Вот такой вот образ счастливой школьной жизни, которая не просто может быть только в мечтах, но и реально создавалась многими педагогами прошлого века, но и сейчас существует в некоторых школах.
Не во всех конечно, к сожалению. Что и заставляет нас продолжать мечтать о «школе счастливого будущего» и думать о том, как она может появиться уже сейчас.
В школе главное не стены, а отношения
Часто когда чиновники или бизнесмены говорят о том, что нужно обновить современную школу, они имеют в виду, прежде всего, красивые, оборудованные современной техникой здания.
Это же общее настроение поддерживают и официальные органы, которые при лицензировании вновь открывающейся школы, прежде всего, требуют наличия конкретного помещения и его соответствия всем нормативам СЭС.
Но я позволю себе утверждать, что в школе, в принципе, стены – не главное. В школе главное – отношения.
Человеческие отношения школьников со сверстниками, младшими и старшими.
Равно уважительные отношения педагогов с детьми и детей с педагогами.
Заинтересованное отношение учителей к своей работе, интерес к своему предмету и желание на самом деле помочь учиться детям, а не просто соблюдать спущенные сверху нормы и обязанности.
Забота о том, чтобы у детей проявилось личностное отношение к своей учебной деятельности в школе, а не только призывы к обязанности учиться, потому что все дети обязаны учиться.
Договорные и уважительные отношения с родителями, и как с заказчиками образования и как с участниками образовательного процесса.
Партнерские отношения с предприятиями, некоммерческими организациями, учреждениями культуры, другими представителями окружающей школу жизни, становящимися как бы частью «школы» (или наравне со школой) - пространствами и ресурсами образования подрастающего поколения.
В этом смысле современные школы, для которых эти самые отношения оказываются самым важным смыслом деятельности (а также, основным ресурсом и средством работы) – уже сегодня существуют, это не то чтобы дело далекого будущего. Не то, чтобы их надо как-то по-особому заново придумывать, важно просто внимательно оглядеться.
Приведу два примера. Первый – знаменитая «Школа А.Н.Тубельского» в Москве. Школа, работающая во вполне обычном школьном здании, но при этом продемонстрировала качество своей работы – и не только по результатам различных тестов, но и по результатам реальной ситуации, жизненного кейса: когда родители (во многом выпускники школы), ученики, учителя смогли объединиться и организовать процесс самоопределения в отношении своих общих ценностей и их отстаивания в весьма сложном противостоянии с властью.
Второй пример – «Город как школа» - государственная школа в Нью-Йорке, живущая во вполне традиционном для Нью-Йорка школьном здании, и даже делящая его с другой школой. Дело в том, что основной учебный процесс в этой школе происходит за пределами стен этой школы – большую часть времени ее ученики проводят на местах практик – предприятиях, организациях, учреждениях города. Собственно в школе они собираются только для того, чтобы вместе обсудить полученный опыт и новые знания и умения, а также позаниматься теми предметами, которые – как они теперь поняли – нужны для их развития и/или сдачи экзаменов, необходимых для продолжения их образовательной карьеры.
И все-таки «новая школа» – это могут быть и новые стены, если…
Конечно, при прочих равных приятнее учиться и работать в удобном и по-современному оборудованном здании. В какой ситуации для нас будет не все равно – в каких стенах учатся дети?
Если «стены» являются той средой, в создании и изменении которой могут участвовать сами дети. Иначе здание новой школы превратится в музей, в котором ничего нельзя трогать руками.
Если здание школы является ресурсом для поддержки разнообразия – в нем есть мастерские для «рукодельных ребят», лаборатории для исследователей, видео, радио и пр. студии для музыкантов и дизайнеров, спортзалы и бассейны для увлеченных различными видами спорта и т.д.
Если здание школы создается как среда уважения: с приличными туалетами; с так устроенной системой питания, чтобы в столовой не было давки, и чтобы еды и места хватало бы на всех; с различными пространствами - где можно собраться с группой и обсудить проект, и где при желании можно уединиться и побыть наедине с самим собой…
Если здание строится с учетом особенностей педагогического процесса конкретной школы. Например, если в школе есть опыт и организации индивидуальной работы учащихся, и работы малых групп, и учебной деятельности больших групп школьников, то ей важно, чтобы была возможность соответственно организовывать пространство с помощью «передвижных» стен. Если в школе есть согласие в том, каким образом «по-другому» должен быть устроен учебный процесс, то и учителя, если будет такая возможность, смогут использовать технические возможности пространства. В противном случае, любые технические совершенства будут восприняты как ненужные «прибамбасы». Это же, впрочем, касается, и наполнения школы техникой. Если в школе так продуман педагогический процесс, что нужна разнообразная техника – она будет использоваться. Иначе – будет стоять не распакованной в деревянных ящиках, чтобы не дай бог ученики своими «шаловливыми ручками» что-то не сломали в дорогостоящем оборудовании.
Если здание школы может использоваться как пространство, где могут встречаться «люди школы» и «внешние» люди, проводить совместные события и проекты – выставки, музыкальные концерты, конференции, работать в мастерских, проводить исследования в лабораториях, играть в футбол и пр. Это позволит школьникам взаимодействовать с разными взрослыми, профессионалами, еще обучаясь в школе. Для такой цели важно продумывать особые возможности школьного пространства.
Если люди, создающие дизайн школьного здания, понимают что современным подросткам нужно увидеть образ будущего, а еще лучше попробовать в нем пожить уже сейчас. И вот такой «футуристической средой» - пространством, которым научатся пользоваться дети, к которому они привыкнут, в которое им будет хотеться возвращаться, и которое они будут пытаться повторить в других своих пространствах жизни – и может стать школа.
Но важно понимать, что они будут пробовать «повторить» не только (а может быть и не столько) дизайн пространства, но, в первую очередь, ТЕ ОТНОШЕНИЯ, которые там сложились, и которые и были основой СЧАСТЛИВОЙ ЖИЗНИ в школьное время.
Так, глядишь, и школа станет источником распространения СЧАСТЛИВОЙ ЖИЗНИ по всей стране…