Фото depositphotos.com
Вопрос студента: «Вы за Навального или за Путина»?
— А что Вы имеете в виду?
— Вы за свободу или нет?
— А что, Навальный равно свободе? Что такое свобода в Вашем понимании?
— Когда человек говорит и делает что хочет.
— Вот мы сидим на четвёртом этаже и каждый из нас свободен выпрыгнуть из окна...
— Но я же этого не хочу!
— А почему? Ведь не только из-за страха смерти. Значит. Есть нечто внутри Вас, что ограничивает Вашу свободу. Хотя вот самоубийцы сознательно делают выбор в пользу смерти.
— Значит, человек действительно свободен!
— Да, в отличие от животного он волен делать сознательный выбор. Но чем он при этом руководствуется? К примеру, человек родился в племени людоедов — он свободен убивать врагов и есть их. А если бы он надел белые одежды и стал убеждать соплеменников, что людоедство неприемлемо? Что бы они с ним сделали?
— В лучшем случае сочли бы за сумасшедшего.
— Вот именно. А какие выводы из этого можно сделать? Не бывает никакой абстрактной социальной свободы: при рождении «нас вбрасывает» — как говорят экзистенциалисты — в конкретную культуру с её табу, нормами, предписаниями. И свобода произрастает из этой культуры: что-то мы признаём как безоговорочное правило, в чём-то сомневаемся, против чего-то бунтуем.
— Вот мы и бунтуем против несвободы.
— Несвобода — слишком общее понятие. Становиться свободным — значит обретать независимость от чего-то конкретного. Например: если хочешь жить среди людей, надо обрести независимость от кое-каких животных инстинктов, независимость от некоторых социальных влияний. Ведь Вы бы не хотели попасть в какую-нибудь секту и стать полностью зависимым от неё?
— Конечно, нет.
— Но ведь многие попадают и известно как: поддаваясь эмоциональному заражению. Человек, который стоит в стороне от толпы, ещё способен критически относится к происходящему, но стоит ему попасть внутрь — он неминуемо подпадает под общий эмоциональный настрой и выбора, то есть свободы, уже нет. Это факт, доказанный психологами. Некоторые юристы даже считают, что если человек, находясь в толпе, убил другого человека, то его нельзя считать абсолютно виновным — человек слишком подвержен влиянию окружающих. Вы думаете, что свобода — это нечто простое, одномерное, незатейливое?
— Думаю, что нет.
— Вот именно. В молодом возрасте естественно думать прежде всего о «свободе от...»: становиться независимым от родителей, учителей, всяческих социальных институтов, упорно пытающихся ограничить Вашу свободу долгом, нормами, правилами. Но есть ведь ещё и «свобода за...». Вот Прометей взбунтовался против богов из-за того, что он просто хотел воспротивиться их воле?
— Нет, он хотел дать людям огонь.
— То есть это и была «свобода для...». «Свобода от...» или свобода бунта всегда нацелена на то, чтобы отнять у кого-то какие-то средства жизни и присвоить их себе, например: отнять у родителей право распоряжаться Вашим поведением. «Свобода от...» упорно пытается напрочь избавить нас от влияния общества, но мы обречены жить в обществе и нести груз социальности. Она пытается избавить нас совершенно от неравенства в жизни, но это также нереально, ибо в жизни нет и не может быть равенства. «Свобода от...» — генератор иллюзий, вокруг которых в истории совершилось огромное количество кровавых бунтов, революций, гражданских и прочих войн.
— А что же такое «свобода для...»?
— «Свобода для...» направлена на созидание равенства в творчестве своей единственной жизни, на созидание человеческого в человеке, на обретение любви к этому, пусть и не совершенному, миру. «Свобода для...» неизмеримо выше, она включает в себя «свободу от» природных инстинктов (дикость), от зависимости материальной (вещизм), зависимости социальной (предрассудки, легковерие). Будучи живыми, грешными людьми, «вброшенными» в уже состоявшееся бытие, мы обречены быть рабами жизни, но и вольны вырываться из этого рабства. Для этого нужен порыв духа, надо заболеть смыслом «Свобода для...». И пока мы будем представлять себе свободу не как любовь к другим и творчество для других, а как передел вся и всего в пользу своего эго, будет длиться трагедия человеческой истории.
«Свобода возможна лишь в той стране, где право господствует над страстями», — Ж. Лакордер.
Об авторе: Александр Бушуев преподает иностранные языки в Серове Свердловской области, учитель со стажем — 37 лет. Ведет также программу дополнительного образования «Моё мировоззрение» у старшеклассников.