Принятие Государственной Думой поправок в Закон об образовании, новая версия Конституции с акцентом на патриотическое воспитание, доплаты классным руководителям с 1 сентября, - все эти темы остаются в фокусе внимания читателей Педсовета. Мы уже публиковали материалы на эту тему от педагогов-практико : «О возвращении воспитания в школы: особое мнение», «Ударим патриотизмом по безответственности, неисполнительности и непорядочности?», «В России трудно быть патриотом?». Сегодня слово учителю с 37-летним стажем Александру Бушуеву.
Фото depositphotos.com
Попробуем порассуждать на эту тему с философской точки зрения. Человек — существо, одновременно биологическое и социальное, и поэтому патриотизм имеет чувственную и ментальную (мировоззренческую) основу.
У всего живого есть изначальная привязанность к месту появления на свет — у рыбных мальков, птенцов, детёнышей зверей. И человек здесь, по мнению этологов, не исключение — всегда есть тоска по малой родине. Чувственный патриотизм во многом зависит от состояния окружающей среды в детстве: дружелюбная она или опасная. И если ребёнок не чувствует себя защищённым в своей семье, в учреждениях образования, на улице, то происходит деформация чувства привязанности вплоть до абсолютного отвержения и безотчётной ненависти на всю оставшуюся жизнь.
Какие чувства испытывают дети из бедных семей, которых у нас миллионы? И разве чувство униженности, долга перед подающими тебе могут стать основой для патриотических настроений? Можем ли мы считать морально-психологический климат в семьях и школьных классах удовлетворительным?
Если мы всерьёз хотим, чтобы молодое поколение россиян вырастало патриотами, то мы должны первоочередным образом осуществлять меры по установлению социальной справедливости в сфере образования, последовательно улучшать совместно с родителями морально — психологический климат в классных коллективах, а не гнаться за количеством и разнообразием «патриотических мероприятий».
В принятой поправке к Конституции РФ (статья 67, пункт 4) говорится: «Дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим. Государство, обеспечивая приоритет семейного воспитания, берет на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения». Дай то Бог, чтобы эта норма реально исполнялась, однако ж заниматься этим должно не только государство, но и гражданское общество и каждый ответственный гражданин.
Есть здесь и ещё одна проблема: поскольку основания патриотизма лежат в чувственной сфере, то и работать педагогам нужно с чувствами детей, а методы воспитания чувств затерялись где-то далеко за приёмами транслирования информации и практиками онлайн-образования. Есть и ещё одна педагогическая иллюзия с советских времён, что все чувства можно внушить (и внушить надолго) извне в ходе красочных массовых мероприятий. Странно наблюдать линейки у Вечного огня, массовые показы фильмов о войне и прочие «массовки», в которых участвуют учащиеся с четвёртого, а то и второго класса по одиннадцатый... Это и есть проявление веры во внушаемость чувств, а также дремучее непонимание детской возрастной психологии.
Самые глубокие и устойчивые переживания возникают у человека в процессе мотивированной деятельности в пользу другим людям.
И много ли такой деятельности в образовательных учреждениях? Например, объявляют сбор денег на посылку солдату, на поздравление ветеранов, на создание памятника... Ребёнок эти деньги не зарабатывает, не собирает, а идёт к родителям и говорит: «Дайте!»...
Но у патриотизма есть и ментальная сторона — это проблема национальной самоидентификации. Возможно, что это сейчас самая главная проблема России. Во времена Советского Союза главными считались не национальные идеалы, а интернациональные интересы, интересы «ведущего класса». Утверждали, что окончательно сложилась некая новая историческая общность «советский народ».
Так ли это, если посмотреть на отношение коренных жителей бывших союзных республик к России и русским? Причём национальная самоидентификация в этих республиках происходит гораздо быстрее и решительней, чем в России, поскольку они в основном мононациональные. А что представляет из себя в этом отношении Россия? Российская (в том числе и русская) нация — это нация с сильно деформированными представлениями о своей национальной идентичности, с отсутствием чувства национальной солидарности. Насаждение с августа 1991 года радикального либерализма гедонистического толка, очернение всего несовместимого с этой идеологией из прошлого страны привело к потере у большинства населения представлений о связи времён и социальной перспективе, к массовой политической апатии с одной стороны, а с другой — к появлению политического радикализма, для которого не существует ничего святого в «этой стране»...
Мы имеем сейчас не национальную, а вненациональную Россию.
Мы имеем общество, расколотое на тех, кто глубоко чувствует свой моральный долг перед страной, полученной от предков, полученной ценой огромных усилий и жертв, и тех граждан «свободного мира», которые освобождают себя от любых обязательств перед народом, для которых личный успех, обогащение, роскошь стали главными ценностями. И у каждой из этих групп свой патриотизм.
Вернёмся к тексту поправок к Конституции.
3. Российская Федерация чтит память защитников Отечества, обеспечивает защиту исторической правды. Умаление значения подвига народа при защите Отечества не допускается».
Очевиден разворот от призрачных целей вхождения в мировое «демократическое» сообщество к сохранению ценностей национальной идентичности. Нация, которая не идентифицирует себя со своей историей, культурой, духовностью, отказывается от базовых ценностей, не сохраняет унаследованные из прошлого формы солидарности, очень рискует оказаться в плену каких угодно политических сил. И всегда найдутся оголтелые радикальные «нацисты», «коммунисты», «либералы», готовые вбросить страну в очередной убийственный социальный эксперимент.
Но от слов в Конституции до дела — немалая дистанция. Невозможно воспитать патриотизм в непатриотических условиях — когда люди отстранены от реального участия в политической жизни, когда не даётся ход реальному самоуправлению, когда непатриотичное разграбление ресурсов страны не наказывается должным образом, когда глумление над национальными ценностями воспринимается «плюралистично»...
Так вместо национального единства и обеспечения суверенитета страны мы получим очередную гражданскую войну, и она, как и та гражданская, может стать войной «молодых» против «пожилых».
Невозможно воспитать патриотизм за 5000 рублей — патриотизм воспитывается педагогами — гражданами своей страны, то есть людьми, которые не обязаны «любить Родину (в том числе и государство) с закрытыми глазами», которые свободно и ответственно подходят к своему делу.
В реальности же не видится доверия к педагогам: в школу спускается масса «воспитательных», «календарных» мероприятий, инициатив, указаний, которые учитель обязан выполнять. При этом инициаторы всего этого воспитательного громадья нисколько не считаются с реальностями образовательного процесса, с особенностями учащихся, с возможностями педагогов.
Могу свидетельствовать как педагог с большим стажем и опытом наблюдения за школьной действительностью, что многочисленные мероприятия, посвящённые великим юбилейным датам (в том числе и славному юбилею Победы) принесли скорее отрицательный эффект.
Миссия учителя — умиротворять людей, пытаться настроить их на использование разума в критических ситуациях, помочь им обнаружить значительные, исторические, ценности вместо сиюминутных, модных и преходящих. Эта задача была и остаётся на все времена. Лишь бы не мешали...
Об авторе: Александр Бушуев преподает иностранные языки в Серове Свердловской области, учитель со стажем — 37 лет. Ведет также программу дополнительного образования «Моё мировоззрение» у старшеклассников.